3000. Полет нормальный
С добрым утром, тетя Хая, вам посылка из Шанхая. Неделя началась бурно — стоимость природного газа со сроком поставок в сентябре превысила 3000 долларов за тысячу кубометров, впервые с марта 2022 года.
Есть мнение, что это все происки Газпрома, который с 31 августа выводит СП-1 на планово-предупредительный ремонт и в Евросоюзе опасаются, что 3 сентября газа в трубах не будет. Мало ли что там с последней турбиной — может, мухами засижена до невозможности. Пока отмоешь, пока отполируешь — а там и Новый год на носу.
На самом деле Газпром здесь не при чем. Ну если только чуть-чуть, как повод для истерики — куда более важным фактором является намерение правительства Австралии полностью прекратить экспорт СПГ, дабы сгладить энергетический кризис у себя дома.
Да, страна кенгуру и утконосов столкнулась с жесточайшим дефицитом природного газа, коего она сжижает больше всех в мире — как следствие, несмотря на иностранных владельцев добывающих компаний, Канберра собирается прикрыть кран и заставить газовиков отправлять горючий воздух на собственные электростанции.
Эта ситуация возникла не сегодня — еще в июне наводнения накрыли все основные угледобывающие районы на востоке страны и затопили шахты и карьеры, что в итоге привело к подорожанию оптовых цен на энергию в розетках три раза. Иными словами, пока угля явно недостаточно для ТЭС, что заставляет энергетиков использовать природный газ для генерации — а газа критически не хватает, поскольку владельцы добывающих компаний отправляют любые излишки сверх долгосрочных контрактов на спотовые рынки.
А цены на спотовых рынках СПГ этим летом очень вкусные — и зачастую партии газа, заказанные для Европы, оперативно перехватывались азиатами, предлагавшими более высокую цену за газ. Никакой коррупции и откатов, как вы вообще могли такое подумать — просто невидимая рука рынка, сжимающая тонкую шейку Европы по объективным причинам.
Что важно: сейчас Австралия является крупнейшим поставщиком СПГ, при этом ее влияние на рынок Евросоюза ограничено. Австралийцам (или кто там ими владеет) куда выгоднее продавать газ в Азию — там и цены вполне себе, и транспортное плечо в четыре-пять раз меньше. Быстрее перевозки — быстрее оборот денег. Быстрее оборот денег — больше прибыли на единицу времени, даже если цена в Азии окажется чуть ниже. Арифметика, третий класс средней школы.
Австралийско-тихоокеанский проект завода СПГ в восточной части штата Квинсленд, принадлежащий ConocoPhillips и Origin Energy Ltd (самые местные компании, да-да), с апреля по июнь продал пять партий грузов с СПГ на спотовом рынке. Это треть всех грузов, проданных проектом на спотовом рынке за 12 месяцев.
Компании, экспортирующие своих нераспределенные поставки (свыше долгосрочных контрактов — автор), настораживают Австралийскую комиссию по вопросам конкуренции и защиты прав потребителей. В этом месяце комиссия призвала правительство работать с производителями и немедленно перенаправить СПГ, предназначенный для экспорта.
В противном случае страну ждет серьезный дефицит в следующем году. В ведомстве полагают, что на восточном побережье дефицит может достичь 10% внутреннего спроса. Если быстро не предпринять меры, компании будут вынуждены остановить производство.
Компании, которые будут вынуждены остановить производство — это местные заводы транснациональных корпораций. В этом плане Австралия давно уже не принадлежит себе, ибо подавляющая часть добывающих и производственных мощностей имеет иностранных бенефициаров. Из своего у австралийцев только кенгуру и крокодилы, но и эта информация нуждается в уточнении.
«Это значительное ухудшение условий по сравнению с тем, что мы прогнозировали на 2022 год и реальный риск для энергетической безопасности Австралии», — говорится в докладе комиссии.
К слову, австралийцев можно понять. Блэкауты 2016 и 2020 годов оставили неизгладимый след в сердцах Австралийской комиссии по конкуренции и защите прав потребителей — в 2016 сразу два торнадо оставили без света Южную Австралию, подчистую сметая поля солнечных батарей и ветряков; в 2020 штормы и молнии снова вывели из строя энергосистему Южной Австралии.
Беда в том, что именно там и находятся основные генерирующие поля возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Они снабжают все другие штаты, занимающиеся добычей угля и газа — на юге меньше всего риск штормов, торнадо и наводнений. Тем не менее, риски остаются, поэтому необходимо загружать топливом традиционные электростанции по всей остальной территории — а вот на них как раз угля и газа не хватает.
А кто же у нас добывает газ в Австралии? ConocoPhillips и Origin Energy Ltd вы уже знаете в лицо, поэтому знакомьтесь еще с двумя крупнейшими игроками на австралийском газовом рынке — Shell PLC и Santos Ltd. Самые австралийские компании — и вот как они реагируют на заявления властей:
Газовая промышленность Австралии предупредила правительство, что репутация страны может пострадать, если будут введены ограничения на экспорт. В недавнем докладе для правительства компания Santos призвала отказаться от этого механизма, потому что она пострадает от него больше других.
Представитель Shell отметил что механизм ограничений — важный краткосрочный инструмент который помогает клиентам почувствовать уверенность в доступности газа. Тем не менее, в Shell также заявили, что дальнейшее вмешательство поставит под угрозу инвестиции, что негативно повлияет на цены в долгосрочной перспективе.
«Австралия должна быть очень внимательна к тому, как изменение политики воспримут наши давние торговые и инвестиционные партнеры во всем мире, вложившие деньги в австралийскую экономику в надежде на нашу стабильность», — отметил Дэмиан Дуайер, заместитель генерального директора Австралийской ассоциации по добыче и разведке нефти.
Казалось бы, при чем тут кенгуру к Евросоюзу? Все просто — как только Канберра ограничит поставки СПГ, азиаты начнут перехватывать газ у других поставщиков.Тот самый газ, который еще пока идет в Европу.
Так что не Газпромом единым, как говорится. Группа кенгуру-нелегалов, помогавшая направлять торнадо на наиболее уязвимые и важные участки генерации электроэнергии, представлена к очередным званиям и правительственным наградам.
Группа австралийских крокодилов пока в засаде.