39 километров, от которых зависит мировая экономика: 13 фактов об Ормузском проливе
Узкая полоска воды держит в напряжении всю планету, заставляя задаваться вопросом: а что вообще будет, если судоходство там прекратится? В какие космические выси улетит нефть? Сколько заводов остановится? Погрузимся мы в каменный век или еще побарахтаемся? Или пора искать альтернативу, более предсказуемую и надежную…
Я собрал в одной статье 13 фактов об Ормузском проливе, чтобы вы сами могли сделать вывод о его значимости, незаменимости или отсутствии таковых. Всегда искренне радуюсь, когда читатели моих текстов приходят к противоположным выводам и делятся ими в комментариях.
Ормузский пролив на карте: длина, ширина, глубина
1. Выйти из Персидского залива в Оманский, а потом в Аравийское море и далее плыть, куда ветра несут, иным способом невозможно. Ормузский пролив — единственный географический шлюз, других на глобусе природа не предусмотрела (а зря).
2. Пролив только кажется маленьким. На самом деле он в длину простирается на 167 километров. Это как доехать от Москвы до Малоярославца — вроде рядом, но даже область уже другая, Калужская. Ширина Ормузского пролива в самом широком месте — 96 км, а в самом узком — всего 39 км.
3. Если вы решили, что пролив достаточно велик, сейчас убедитесь в обратном. Дело в том, что самое узкое место Ормузского пролива, расположенное между побережьем иранской провинции Хормозган и оманскими островами Дайманият, которые так любят дайверы, невозможно использовать на полную катушку. На глобусе это 39 км, а по факту — два узких фарватера шириной около 3 км каждый, между которыми оставлено свободное пространство. В масштабах планеты это даже не ленточка, это иголка.
4. Нормальную ширину природа Ормузскому проливу не обеспечила, зато на глубины не поскупилась. На обоих основных фарватерах глубина превышает 100 метров, там могут пройти даже самые крупные в мире танкеры классов VLCC и ULCC с предельной массой 320-550 тысяч тонн. 550 тысяч тонн, чтоб вы понимали, это весь наш экспорт зерновых за месяц. А тут — один танкер, и по Ормузскому проливу пройдет даже такой гигант.
Из истории Ормузского пролива
5. Пролив назван по имени острова в 8 км от иранского побережья. Сейчас на нем расположена лишь рыбацкая деревня с населением около 3 тысяч человек, но на протяжении двух тысячелетий остров Ормуз был главной торговой площадкой региона. Европа в 13-15 веках торговала с Индией и Китаем почти исключительно через Ормуз.
6. В 15 веке наш русский путешественник Афанасий Никитин побывал на острове и описал свои впечатления:
Ормуз — пристань большая, со всего света люди тут бывают, всякий товар тут есть; что в целом свете родится, то в Ормузе всё есть. Пошлина же большая: ей всякого товара десятую часть берут.
7. В 1507 году остров Ормуз захватили португальцы, построили там крепость и заполучили контроль над проливом. Казалось, они там навсегда. Но и это прошло, в 1622 году Ормуз перешел под контроль Персии. Персидские шахи решили, что слишком рискованно вкладываться в остров, который сложно контролировать, и перенесли всю торговлю оттуда на 20 км — в материковый порт Бендер-Аббас. Предприниматели и купцы уехали, на острове остались лишь рыбаки.
8. В наши дни ключевые острова пролива принадлежат Ирану (Томб, Абу-Муса) и Оману (Дайманият, Массира). А кто контролирует острова, тот контролирует и подходы. Географически кусочек Ормузского пролива принадлежит Арабским Эмиратам, но не в самом узком месте, так что ОАЭ там ни на что не влияют.
Экономика Ормузского пролива
9. Если расценивать пролив как «нефтяную магистраль», это самый загруженный путь. Проведем аналогию со шкалой баллов Яндекса по оценке пробок на дорогах: там всегда 7-8, минимум — 5-6 баллов. Через него ежедневно проходит значительная часть мирового флота нефтяных и газовых танкеров. Основные пользователи пролива — Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Катар, Бахрейн, Объединенные Эмираты и Кувейт.
10. Примерно треть всех мировых поставок нефти и нефтепродуктов проходит этим маршрутом. В 2023 году трафик нефти через пролив оценивался в 21 млн баррелей в сутки, в 2025 — в 18 млн баррелей, что составляет 21% от суточного потребления в мировом масштабе.
11. Еще один продукт, без которого никак, — газ. По данным за 2023 год, через Ормузский пролив проходило 20% мирового объема торговли сжиженным природным газом. Некоторые страны полностью зависят от этого маршрута. Например, из Катара других путей для поставок на экспорт просто нет. А катарские компании, на минуточку, крупнейшие в мире поставщики СПГ.
Альтернатива Ормузскому проливу
12. Полноценной замены проливу нет, но есть несколько трубопроводов, которые позволяют обойти его хотя бы частично:
- Саудовская Аравия построила трубопровод Петролайн до порта Янбу на Красном море мощностью до 5 млн баррелей в сутки.
- У ОАЭ есть трубопровод Habshan–Fujairah до порта Фуджейра в Оманском заливе мощностью 1,5 млн баррелей в сутки.
- Ирак теоретически может поставлять нефть по трубопроводу Ceyhan в Турцию. Мощность — примерно 1,6 млн баррелей в сутки, но работает труба через пень-колоду — день качаем, два стоим. Ненадежно.
Суммарно пропускная способность альтеративных Ормузскому проливу маршрутов составляет до 7 млн баррелей в сутки. Это лишь треть существующего потока поставок через пролив.
13. Как видите, только несколько стран Персидского залива имеют свою трубу для поставок на экспорт. Все остальные, включая таких крупных заинтересантов, как Иран, Катар и Кувейт, вынуждены довольствоваться Ормузским проливом.
Я не знаю на нашей большой планете других участков настолько хрестоматийной глобальной уязвимости. 39 километров в самом узком месте Ормузского пролива — как нервный узел, цена стабильности которого измеряется триллионами долларов глобального валового продукта и социальным благополучием десятков стран. Будем следить за этим крошечным, но невероятно значимым участком карты.
Свои и чужие прогнозы о том, на сколько может подорожать нефть из-за закрытия Ормузского пролива, давал вот в этой статье.