40-летний экономический бум в Китае закончился. Что дальше?

Экономическая модель, которая вывела страну из нищеты и дала ей статус великой державы, похоже, сломана, и повсюду видны признаки бедствия.

40-летний экономический бум в Китае закончился. Что дальше?

На протяжении десятилетий Китай развивал свою экономику за счет инвестиций в строительство заводов, небоскребов и дорог. Эта модель спровоцировала необычайный период роста, который вывел Китай из нищеты и превратил его в мирового гиганта, в подлинный экономический океан, чья экспортная мощь омывает весь мир.

Теперь эта модель сломана.

То, что работало, когда Китай играл в догонялки, теперь имеет меньше смысла, поскольку страна утопает в долгах и у нее не хватает средств для строительства. В некоторых районах Китая не используются мосты и аэропорты. Миллионы квартир не заняты. Доходность инвестиций резко снизилась.

Признаки неблагополучия распространяются не только на удручающие экономические показатели Китая, но и на отдаленные провинции, включая Юньнань на юго-западе страны, которая недавно заявила, что потратит миллионы долларов на строительство нового карантинного объекта для вируса Ковид-19 размером почти с три футбольных поля, несмотря на то, что Китай прекратил политику «нулевого Ковида» несколько месяцев назад, да и мир уже давно отошел от пандемии.

Аналогичным образом поступают и другие регионы. В условиях слабости частных инвестиций и падения экспорта чиновники говорят, что у них нет иного выбора, кроме как продолжать брать кредиты и строить новые объекты с целью стимулирования экономики.

По мнению экономистов, Китай вступает в эпоху гораздо более медленного роста, усугубляемого неблагоприятной демографической ситуацией и растущими разногласиями с США и их союзниками, что ставит под угрозу иностранные инвестиции и торговлю. Это может быть не просто период экономической слабости, а закат долгой эпохи.

«Мы являемся свидетелями переключения передач в том, что было самой драматичной траекторией в истории экономики», — говорит Адам Туз, профессор истории Колумбийского университета, специализирующийся на экономических кризисах.

Как выглядит будущее?

По прогнозам Международного валютного фонда, рост ВВП Китая в ближайшие годы составит менее 4%, что меньше половины от показателей, достигнутых за последние четыре десятилетия. Лондонская исследовательская компания Capital Economics считает, что темпы роста ВВП Китая замедлились до 3% с 5% в 2019 году, а в 2030 году составят около 2%.

При таких темпах Китай не сможет выполнить поставленную в 2020 году председателем КНР Си Цзиньпином задачу удвоения объема экономики к 2035 году. Это затруднит выход Китая из числа развивающихся рынков со средним уровнем дохода и может означать, что Китай так и не сможет обогнать США в качестве крупнейшей экономики мира, что является его давней амбицией.

Многие предыдущие предсказания об экономической гибели Китая не оправдались. О том, что Китай способен доминировать на рынках, напоминают бурно развивающиеся отрасли производства электромобилей и возобновляемых источников энергии. Напряженные отношения с США могут подтолкнуть Китай к ускорению инноваций в таких технологиях, как искусственный интеллект и полупроводники, что откроет новые пути роста. Кроме того, у Пекина по-прежнему есть рычаги, за которые он может потянуть, чтобы стимулировать рост, если захочет, например, увеличить бюджетные расходы.

Однако, по общему мнению экономистов, Китай вступил в более сложный период, когда прежние методы стимулирования роста дают все меньшую отдачу.

Некоторые из этих проблем были очевидны еще до пандемии. Пекину удавалось поддерживать рост за счет увеличения заимствований и опоры на бурно развивающийся рынок жилья, который в некоторые годы обеспечивал более 25% валового внутреннего продукта Китая.

Первоначальные успехи страны в сдерживании Ковид-19 и резкий рост расходов американских потребителей в связи с пандемией еще больше скрыли экономические проблемы Китая. Но с тех пор «пузырь» на рынке жилья лопнул, спрос на китайскую продукцию со стороны Запада уменьшился, а заимствования достигли непосильного уровня.

В последние месяцы перспективы значительно ухудшились. Производственная активность сократилась, экспорт уменьшился, а безработица среди молодежи достигла рекордного уровня. Один из крупнейших оставшихся в живых застройщиков страны, Country Garden Holdings, находится на пороге возможного дефолта, поскольку экономика в целом погружается в дефляцию.

Замедление по типу японского?

Некоторые экономисты полагают, что без более агрессивных мер стимулирования со стороны Пекина и значительных усилий по оживлению рискованной деятельности частного сектора замедление темпов роста экономики Китая может перерасти в длительную стагнацию, подобную той, что пережила Япония в 1990-х годах, когда лопнувший пузырь на рынке недвижимости привел к многолетней дефляции и замедлению роста.

Однако, в отличие от Японии, Китай вступит в этот период, еще не достигнув статуса богатой страны, поскольку его доходы на душу населения значительно ниже, чем в более развитых странах. В прошлом году национальный доход на одного человека в Китае составил около 12 850 долларов США, что ниже нынешнего порога в 13 845 долларов США, который Всемирный банк считает минимальным для страны с «высоким уровнем дохода». Национальный доход на душу населения в Японии в 2022 году составил около 42 440 долларов, а в США — около 76 400 долларов.

Ослабление китайской экономики может также подорвать поддержку Си, самого влиятельного китайского лидера за последние десятилетия, хотя в настоящее время нет никаких признаков организованной оппозиции. Некоторые американские аналитики опасаются, что в ответ на замедление роста экономики Пекин может стать более репрессивным внутри страны и более агрессивным за рубежом, что повысит риск возникновения конфликтов, в том числе потенциально из-за самоуправляемого острова Тайвань.

10 августа на одном из политических мероприятий по сбору средств президент Байден назвал экономические проблемы Китая «бомбой замедленного действия», которая может подтолкнуть его лидеров к «плохим поступкам».

В ответ Пекин опубликовал комментарий официального информационного агентства Синьхуа, в котором говорится, что Байден «намерен использовать очернение Китая как часть своей «большой стратегии» по устранению экономических проблем Америки». В комментарии также говорится, что восстановление экономики Китая в этом году было уверенным, несмотря на некоторые проблемы.

Китайские власти предприняли ряд скромных шагов для оживления роста, включая снижение процентных ставок, и пообещали сделать больше, если условия ухудшатся. Информационное бюро Госсовета, занимающееся вопросами СМИ для руководства Китая, не ответило на вопросы.

«Некоторые западные политики и СМИ преувеличивают и раздувают нынешние трудности в восстановлении экономики Китая, — заявил 16 августа официальный представитель МИД КНР. — Факты докажут их неправоту».

Китайский век

Переходный период знаменует собой кардинальные перемены. За четыре десятилетия, прошедшие с тех пор, как в 1978 г. Дэн Сяопин начал эпоху «реформ и открытости», встав на путь рыночных отношений и открыв Китай для Запада, в частности, через международную торговлю и инвестиции, Китай последовательно преодолевал экономические циклы.

За этот период Китай увеличил доход на душу населения в 25 раз и вывел из нищеты более 800 млн. китайцев, что, по данным Всемирного банка, составляет более 70% от общего объема сокращения бедности в мире. Из страны, страдающей от голода, Китай превратился во вторую по величине экономику мира и главного конкурента Америки в борьбе за лидерство.

Ученые были настолько очарованы подъемом Китая, что некоторые из них стали говорить о «китайском веке», когда Китай будет доминировать в мировой экономике и политике, подобно тому, как XX век был назван «американским веком».

Китайский бум был обусловлен необычайно высокими объемами внутренних инвестиций в инфраструктуру и другие «твердые активы», которые в период с 2008 по 2021 год составляли в среднем около 44% ВВП в год. По данным Всемирного банка, этот показатель в среднем по миру составляет 25%, а в США — около 20%.

Такие большие расходы стали возможны отчасти благодаря системе «финансовых репрессий», при которой государственные банки устанавливали низкие ставки по депозитам, что позволяло им недорого привлекать средства и финансировать строительные проекты. В Китае были построены десятки тысяч километров автомагистралей, сотни аэропортов и крупнейшая в мире сеть высокоскоростных поездов.

Однако со временем стали проявляться признаки чрезмерного строительства.

По данным исследования Юго-Западного финансово-экономического университета Китая, в 2018 году в городах Китая не было занято около пятой части квартир, или по меньшей мере 130 млн единиц жилья.

По сообщениям китайских СМИ, строительство станции высокоскоростной железной дороги в городе Даньчжоу (южная провинция Хайнань) обошлось в 5,5 млн долларов США, но она так и не была введена в эксплуатацию из-за низкого пассажирского спроса. Правительство Хайнаня заявило, что сохранение станции в рабочем состоянии приведет к «огромным убыткам».

Гуйчжоу, одна из беднейших провинций страны с ВВП на душу населения менее 7200 долл. в прошлом году, имеет более 1700 мостов и 11 аэропортов, что превышает общее количество аэропортов в четырех крупнейших городах Китая.

По оценкам, на конец 2022 года провинция имела непогашенную задолженность в размере 388 млрд. долл. и в апреле была вынуждена обратиться за помощью к центральному правительству для укрепления своих финансов.

Кеннет Рогофф, профессор экономики Гарвардского университета, считает, что экономический подъем Китая имеет параллели с тем, что пережили многие другие азиатские страны в период бурной урбанизации, а также европейские страны, такие как Германия, после Второй мировой войны, когда крупные инвестиции в инфраструктуру способствовали росту.

В то же время десятилетия чрезмерного строительства в Китае напоминают бум инфраструктурного строительства в Японии в конце 1980-х и 1990-х годах, который привел к чрезмерным инвестициям.

«Главный момент заключается в том, что они сталкиваются с уменьшающейся отдачей от строительства, — сказал он, — есть пределы, до которых можно дойти».

По оценкам экономистов, в настоящее время Китай вынужден инвестировать около $9 для получения каждого доллара прироста ВВП, тогда как десять лет назад этот показатель составлял менее $5, а в 1990-х годах — чуть более $3.

По словам Берта Хофмана, главы Института Восточной Азии Национального университета Сингапура, доходность активов частных компаний снизилась до 3,9% с 9,3% пять лет назад. Доходность государственных компаний снизилась до 2,8% с 4,3%.

При этом численность рабочей силы в Китае сокращается, а рост производительности труда замедляется. Как показывает анализ Хофмана, с 1980-х до начала 2000-х годов рост производительности труда обеспечивал около трети роста ВВП Китая. За последнее десятилетие этот показатель снизился до менее чем одной шестой части.

Углубление задолженности

Решением проблемы для многих регионов страны стало продолжение заимствований и строительства. По данным Банка международных расчетов, к 2022 г. общая задолженность, включая задолженность органов власти различных уровней и государственных компаний, достигнет почти 300% ВВП Китая, превысив уровень США и увеличившись с менее чем 200% в 2012 г.

Большая часть долга приходится на города. Ограниченные Пекином в возможности напрямую привлекать заемные средства для финансирования проектов, они обратились к механизмам финансирования, задолженность которых, по данным МВФ, в этом году достигнет более 9 трлн. долл.

По оценкам нью-йоркской компании Rhodium Group, специализирующейся на экономических исследованиях, только около 20% финансовых компаний, используемых местными органами власти для финансирования проектов, имеют достаточные денежные резервы для выполнения своих краткосрочных долговых обязательств, включая облигации, принадлежащие отечественным и иностранным инвесторам.

В провинции Юньнань, где расположен гигантский карантинный центр, значительные расходы на инфраструктуру в течение многих лет обеспечивали рост экономики. Власти потратили сотни миллиардов долларов, в том числе на строительство самого высокого в Азии подвесного моста, более 6 тыс. миль скоростных автомагистралей и большее количество аэропортов, чем во многих других регионах Китая.

Эти проекты способствовали развитию туризма и расширению торговли юньнаньскими товарами, включая табак, машины и металлы. В период с 2015 по 2020 год Юньнань стала одним из самых быстрорастущих регионов Китая. В последние несколько лет темпы роста ослабли. Падение рынка недвижимости сильно ударило по местным финансам, поскольку доходы от продажи земли сокращаются.

По данным китайского рейтингового агентства Lianhe Ratings, в 2021 г. отношение долга к доходам в провинции Юньнань достигнет 151%, превысив уровень 150%, признанный МВФ тревожным, и увеличившись со 108% в 2019 г. В начале этого года агентство Fitch Ratings заявило, что финансовые компании, используемые провинцией для финансирования строительства инфраструктуры, являются рискованными из-за размера их заимствований и напряженного финансового положения правительства.

Тем не менее, Юньнань продолжает вынашивать крупные планы. В начале 2020 г. правительство Юньнани заявило, что планирует потратить около 500 млрд. долл. на сотни инфраструктурных проектов, включая программу по отводу воды из части реки Янцзы в засушливый центр провинции стоимостью более 15 млрд. долл.

В февральском плане города Вэньшань, расположенного в провинции Юньнань, «постоянный» карантинный центр был указан в качестве одной из мер, направленных на укрепление экономической стабильности. После того как в июне правительство официально объявило тендер на его строительство, местные жители усомнились в целесообразности использования средств.

«Это пустая трата денег», — написал один из пользователей Weibo, популярной в Китае платформы микроблогов.

Официальный представитель провинции Юньнань подтвердил план строительства карантинного комплекса, которое должно завершиться в конце этого года, но от дальнейших комментариев отказался.

Ужесточение контроля

В коридорах власти Пекина высшие должностные лица признают, что модель роста, применявшаяся в прошлые десятилетия, достигла своего предела. В прошлом году, выступая с резкой речью перед новым поколением партийных лидеров, Си упрекнул чиновников в том, что они полагаются на заемные средства для строительства, чтобы расширить экономическую деятельность.

«Некоторые считают, что развитие — это инвестирование в проекты и увеличение объемов инвестиций», — сказал он, предупредив при этом, что «нельзя ходить по старым дорогам в новых ботинках». Однако, Си и его команда пока мало что сделали для того, чтобы отказаться от старой модели экономического роста страны.

Наиболее очевидным решением, по мнению экономистов, является переход Китая к стимулированию потребительских расходов и сферы услуг, что позволило бы создать более сбалансированную экономику, более похожую на американскую и западноевропейскую. По данным Всемирного банка, доля потребления домашних хозяйств в ВВП Китая составляет всего около 38%, причем этот показатель почти не изменился за последние годы, в то время как в США он составляет около 68%.

Для того чтобы изменить эту ситуацию, правительству Китая потребуется принять меры, направленные на стимулирование населения к увеличению расходов и уменьшению сбережений. Это может включать в себя расширение относительно скудной системы социальной защиты населения за счет увеличения пособий по здравоохранению и безработице.

По словам людей, знакомых с ходом принятия решений в Пекине, Си и некоторые его заместители с подозрением относятся к американскому стилю потребления, который, по их мнению, является расточительным в то время, когда Китай должен сосредоточиться на укреплении своего промышленного потенциала и подготовке к возможному конфликту с Западом.

Руководство страны также опасается, что предоставление частным лицам возможности самостоятельно принимать решения о том, как тратить свои деньги, может подорвать авторитет государства, не обеспечив при этом желаемого Пекином роста.

Объявленный в конце июля план стимулирования потребления был раскритикован экономистами как в Китае, так и за его пределами за отсутствие деталей. В нем предлагалось поощрять спортивные и культурные мероприятия, а также строить больше магазинов в сельской местности.

Вместо этого, руководствуясь стремлением усилить политический контроль, Си удвоил государственное вмешательство, чтобы сделать Китай еще более крупной промышленной державой, сильной в таких благоприятных для государства отраслях, как полупроводники, электромобили и искусственный интеллект.

Хотя иностранные эксперты не сомневаются в том, что Китай может добиться успехов в этих областях, сами по себе они недостаточны для подъема всей экономики или создания достаточного количества рабочих мест для миллионов выпускников колледжей, вступающих в ряды рабочей силы, как считают экономисты.

Пекин потратил миллиарды долларов на то, чтобы попытаться создать полупроводниковую промышленность страны и снизить ее зависимость от Запада. Это привело к расширению производства менее сложных микросхем, но не передовых полупроводников, производимых такими компаниями, как Taiwan Semiconductor Manufacturing. Среди неудачных проектов — два литейных завода, получивших государственную поддержку в размере сотен миллионов долларов.

На прошлой неделе, как раз когда Пекин опубликовал шквал неутешительных экономических данных, главный партийный журнал «Цюйши» опубликовал речь Си, произнесенную им полгода назад перед высшими должностными лицами, в которой лидер подчеркивал важность сосредоточения на долгосрочных целях вместо стремления к материальным благам по западному образцу. «Мы должны сохранять историческое терпение и настаивать на неуклонном, поэтапном прогрессе», — сказал Си в своей речи.