5 возможных вариантов реализации будущего единого мира. Александр Роджерс
Пока «весь цивилизованный мир» занят тем, что гадает, где на них нападёт «ужасный» Путин, я попробую в очередной раз немного заняться проектным мышлением. Самую малость (на более подробный разбор, как обычно, нет времени).
Я глубоко убеждён, что если некоторым силам (в данный момент называющим себя «зелёными») не удастся отбросить человечество назад в тёмное средневековье (а они пытаются), то мы обязательно придём к единому Планетарному Человечеству.
Хотя бы просто потому, что для каждого последующего технологического уклада нужно больше людей. Если в первом техукладе (охота и собирательство) можно было существовать практически в одиночку, для второго (оседлое землепашество) нужны общины в десятки и сотни людей, то для создания космической ракеты нужен консолидированный труд нескольких миллионов. И ещё больше людей должны обеспечивать их всем необходимым.
Но каким будет это Планетарное Человечество? В фантастической литературе бывают самые разные варианты, от вариаций на тему ООН и до империй. Но мы должны отталкиваться не от вымысла, а от реалий нашего мира. Поэтому, не мудрствуя лукаво, я взял существующие модели и масштабировал их до планетарного уровня.
На сегодняшний день, исходя из реально действующих моделей, я вижу пять возможных вариантов реализации будущего единого мира.
Теократическое общество, которое захватывает мир силой оружия, опираясь на фанатиков и террористов, и вырезает всех несогласных. Мы уже видели некоторое количество попыток запустить такой проект, но все они оказались неудачны. В таком варианте всё очень печально с технологиями – они получаются откуда-то извне, собственного технологичного производства нет.
В целом я считаю такой сценарий наименее вероятным, хотя бы потому что более ста лет этот проект не является самостоятельным, а существует благодаря постоянной внешней подпитке (оружием, финансами, «идеологическим окормлением», военными инструкторами и так далее).
Конфедерация государств, имеющих собственные правительства в дополнение к общей бюрократической надстройке, часть из которых занимает доминирующее положение по отношению к остальным. При такой модели неизбежна постоянная конкуренция, попытки перетягивать одеяло на себя и перманентные конфликты. Плюс сильнейшее неравенство регионов, как социально-экономическое, так и, в конечном счёте, политическое.
Нестабильность такой конструкции в долгосрочной перспективе также очевидна.
Неоколониальная система, в которой существует империалистический центр (гегемон) и ограбляемая колониальная периферия. Система, построенная на военном превосходстве, подавлении и жесточайшем неравенстве. Как регионов между собой, так и внутри самого империалистического центра.
Мы как раз сейчас видим, как эта система постепенно, но всё более стремительно разваливается. Потому что силовое удержание доминирования всегда приводит к так называемому «имперскому истощению (усталости)».
Глобальный Китай, в котором всё население мира постепенно ассимилируется, превращаясь в ханьцев. Так Китай столетиями поступал с другими народами (включая завоевателей).
Это не геноцид, как англосаксы поступали с коренными народами Америки и Океании, это поглощение. Гораздо лучше, но, как говорили в одном фильме, «Аллах любит разнообразие».
При этом в Китае меритократия, то есть власть достойных (что гораздо лучше, чем наследственная элитарность Британии и США).
То есть федерация, в рамках которой все становятся равноправными русскими (условно, то есть гражданами), но при этом сохраняют и своё культурное многообразие. При этом все субъекты равны, а более развитые подтягивают остальных до своего уровня.
При этом возможность сделать карьеру в федерации есть у всех, а не только у представителей определённой национальной или географической «элиты».
Очевидно, что устойчивыми моделями в планетарном масштабе являются четвёртая и пятая – глобальные версии Китая и России. Ассимиляционный и интеграционный сценарии.