Россия-Япония — от импорта подержанного автохлама до экспорта высоких технологий

Когда три десятилетия назад в Приморье начала активно развиваться региональная торговля между Японией и Россией, в первое время она была явно неравноценной для нашей страны. Еще бы — ведь сюда массово везли подержанные японские автомобили, порой представлявшие собой совершенный автохлам, а вот в обратную сторону следовали исключительно сырьевые товары — древесина, рыба и морепродукты и т.п. Еще в 2008 году, перед началом финансового кризиса, только через один японский порт Хамада (регион Санъин на западном побережье) во Владивосток было отправлено свыше 20 тысяч авто на общую сумму более 130 млн долларов. Однако, уже в следующем, 2009 году японский экспорт сильно упал, поскольку российская сторона резко увеличила тарифы на подержанные машины, что бы защитить отечественных производителей.

Россия-Япония — от импорта подержанного автохлама до экспорта высоких технологийПодержанные авто из Японии везут и сегодня, но их куда меньше чем раньше

Подержанные авто уходят в прошлое — им на смену приходит IT

В результате компании-экспортеры начали нести убытки и к настоящему времени практически все они обанкротились или перепрофилировались на другие сферы деятельности. Конечно, полностью этот бизнес не прекратился, но его объемы стали гораздо меньше и поэтому многие японские бизнесмены считают, что сегодня пришло время заняться поиском других ключевых видов продукции в региональных торговых связях. Причем, в обеих направлениях.

Что самое интересное — именно это в последние годы и происходит, причем, в Японии начали особое внимание обращать на.. продукты российских IT-технологий. Да, казалось бы Япония далеко ушла вперед в данной сфере, но нет — по мнению японцев, специалисты из России ничуть не уступают им. Они также считают, что это для нашей страны традиция — еще во времена СССР математическая школа и технические дисциплины здесь были на очень высоком уровне. Поэтому российские программисты достаточно свободно находят рабочие места в японских компаниях, и хотя это с одной стороны явная «утечка мозгов», но с другой и явный прогресс в двусторонних отношениях — теперь Россию больше не воспринимают как страну, в которой нет ничего кроме ресурсов. Более того, поиском специалистов в Приморье занимаются на муниципальном и государственном уровне, что говорит о его важности для Японии.

Россия-Япония — от импорта подержанного автохлама до экспорта высоких технологийРоссийская сфера IT пользуется авторитетом во всем мире и в Японии тоже

Такие вот интересные в последнее время перемены происходят, и причем многие приезжающие в Приморье японцы отмечают серьезную разницу нынешней картины с той, что была 10-15 и тем более 20 лет назад. Как отметил один из них, впервые побывавший во Владивостоке в 2003 году, тогда в первую очередь он обратил внимание на.. полное отсутствие улыбок и неприветливый персонал в магазинах. По его словам, в то время город производил «угрюмое впечатление», но уже через несколько лет положение дел начало меняться. И на рубеже 2000-х и 2010-х годов позитивные перемены стали видны буквально повсеместно — это была своеобразная линия раздела между двумя эпохами.

Россия-Япония — от импорта подержанного автохлама до экспорта высоких технологийСегодня Владивосток — красивый и современный город

О некоторых перспективных российско-японских проектах

Сегодня Россия предлагает Японии целый ряд совместных проектов и хотя политика дает о себе знать — вопрос «северных территорий» регулярно поднимается на самом высоком уровне, интерес к некоторым из них действительно большой. В первую очередь — в энергетической сфере, поскольку Страна Восходящего Солнца уже несколько раз оказывалась на грани национального блэкаута. После событий 2011 года на АЭС «Фукусима» многие атомные станции были закрыты и это стало причиной дефицита электроэнергии. Частично он компенсируется за счет угля, но куда больший интерес привлекает газ — ведь он экологически чистый. И импортировать СПГ из России было бы выгодней, чем везти его из далекого Персидского залива и надежней, чем из не менее далеких США. Причем, и российской стороне это принесло бы прибыль — ведь стоимость сжиженного газа в Азии выше, чем в других регионах мира.

Россия-Япония — от импорта подержанного автохлама до экспорта высоких технологийВ Японии строят много плавучих солнечных электростанций, но этого явно недостаточно

Другой перспективный вариант сотрудничества недавно предлагался российской стороной во время визита на Южные Курилы премьер-министра РФ М.Мишустина. На островах планируется создать особую экономическую зону с привлечением иностранного капитала, в том числе и японского. И хотя политика и здесь сказала свое слово — многие бизнесмены просто не решаются на такое сотрудничество, возможности у них тем не менее остаются.