Кто их остановит? В Германии под топор угодили сказочный лес братьев Гримм и 22 гектара яблонь ради солнечных панелей
data-testid=»article-title» class=»content—article-header__title-3r content—article-header__withIcons-1h content—article-item-content__title-eZ content—article-item-content__unlimited-3J» itemProp=»headline»>Кто их остановит? В Германии под топор угодили сказочный лес братьев Гримм и 22 гектара яблонь ради солнечных панелейСегодняСегодня859 минОглавление
Показать ещё
Современная экологическая политика во многих странах Европы демонстрирует поразительный парадокс: под лозунгами "зелёного перехода" и "декарбонизации" реализуются проекты, наносящие непоправимый ущерб природной среде и сельскохозяйственным угодьям. Исторические ландшафты и ценные экосистемы приносятся в жертву масштабным проектам в области возобновляемой энергетики, вызывая протесты как местных жителей, так и экспертов.
В Ганновере разворачивается символичный случай: Университет имени Лейбница, одно из ведущих образовательных учреждений Германии, объявил о планах вырубить 22 тысячи яблонь в Зарштедт-Рюте, чтобы освободить место для строительства солнечной электростанции. Этот сад десятилетиями обеспечивал яблоками местное население и стал частью местной экосистемы. Фермер Клаус Хане, арендующий эту землю, после вырубки деревьев остаётся без средств к существованию.
Уничтожение оливковых рощ в Испании: Аранхуэс и Андалусия
В испанском регионе Аранхуэс, включённом в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, правительство планирует вырубить более 11 000 оливковых деревьев возрастом свыше 100 лет для установки солнечных панелей в рамках "Зелёного курса" ЕС.
Этот проект вызвал волну критики со стороны местных фермеров и жителей, обеспокоенных уничтожением многовековых деревьев и угрозой культурному ландшафту рядом с Королевским дворцом — исторической жемчужиной Испании.
Региональное правительство объявило проекты возобновляемой энергетики "общественным интересом", что позволило властям Андалусии начать процедуру принудительной экспроприации в отношении фермеров, не желающих расставаться со своими землями.
По данным местного кооператива по производству оливкового масла La Loperana, потеря 500 гектаров оливковых деревьев приведёт к потере более 3 миллионов евро в виде заработной платы и продаж оливкового масла.
Традиционные оливковые рощи играют важную роль в глобальных усилиях по сокращению выбросов углекислого газа. Исследования показывают, что они позволяют удалить из атмосферы 5,5 килограммов эквивалента углекислого газа на каждый килограмм произведенного масла.
В Андалусии, крупнейшем в мире регионе по производству оливкового масла, правительство региона одобрило установку 25 мегасолнечных электростанций на 5 500 гектарах оливковых рощ. Активисты прогнозируют, что запланированные солнечные электростанции могут привести к удалению около 42 000 оливковых деревьев.
Вырубка сказочных лесов Германии: Рейнхардсвальд под угрозой
В Германии намечается не менее тревожная тенденция — вырубка легендарного леса Рейнхардсвальд, который фигурирует в сказках братьев Гримм. На начальном этапе планируется свалить около 120 000 деревьев на площади 200 квадратных километров для установки 18 ветряных турбин высотой 241 метр.
Рейнхардсвальд является домом для редких видов животных, включая лесных мышей и евразийских рысей, которые официально проживали на территории Германии только в этом лесу. Этот лес представляет собой не только природную, но и культурную ценность, являясь частью немецкого исторического наследия. Для прокладки 14 км дорог к ветряным электростанциям необходимо уничтожить 29 гектаров древнего леса.
Особенно цинично звучит оправдание представителя партии "Зелёных" Приски Хинц, занимающей пост министра окружающей среды Гессена: "Ветроэнергетика вносит решающий вклад в энергетический переход и в сохранение природы. Единственный способ сохранить другие леса и экосистемы — это вырубить лес Рейнхардсвальд".
Сравнительный анализ конфликтов вокруг "зелёной" энергетики
Сравнивая ситуацию в Испании и Германии, можно выделить ключевые различия. В Испании основной конфликт разворачивается вокруг оливковых рощ, где строятся солнечные электростанции, при этом масштаб вырубки достигает более 11 000 деревьев в Аранхуэсе и до 42 000 в Андалусии. Возраст насаждений составляет 100 лет и более, а территория имеет статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В Германии ситуация иная: вырубается лес Рейнхардсвальд для установки ветряных турбин, масштаб вырубки составляет около 120 000 деревьев возрастом свыше 200 лет, при этом территория имеет статус культурного наследия и места обитания редких видов. Власти обеих стран используют схожие аргументы, утверждая, что проекты представляют "общественный интерес" или что "зелёная" энергия необходима для сохранения других экосистем.
Системный анализ: механизмы "зелёного" разрушения
Экономические драйверы и политические интересы
За внешне благовидными целями декарбонизации скрывается сложный клубок экономических и политических интересов. Анализ ситуации показывает, что реализация многих проектов в области возобновляемой энергетики стала возможной благодаря системе государственных субсидий и льгот, создающей мощные финансовые стимулы для их продвижения без должного учёта экологических последствий.
Как отмечает Константин Симонов, глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ): "Нас уверяют, что "зелёная энергетика" достигла колоссальных экономических успехов, но компании, ею занимающиеся, приходят в "государственную кассу" и просят денег на ее развитие".
Проблема жизненного цикла "зелёных" технологий
Эксперты подчёркивают, что при оценке экологичности возобновляемых источников энергии необходимо учитывать полный жизненный цикл — от производства до утилизации. "Станции на ВИЭ экологичны на стадии их эксплуатации, но на стадии их создания, а также после — при утилизации — их углеродный след намного больше, чем у традиционных видов топлива", — отмечает научный сотрудник лаборатории возобновляемых источников энергии МГУ имени М.В. Ломоносова Кирилл Дегтярев.
Производство солнечных панелей связано с использованием токсичных материалов и высокоэнергетическими процессами, а после окончания срока службы возникает проблема утилизации, для некоторых материалов которой просто не существует — их захоранивают.
Глобальное неравенство в распределении экологических издержек
Ещё одним аспектом системной проблемы является географическое распределение экологических издержек и выгод от "зелёной" энергетики. "Например, связанные с токсичными материалами производства солнечных батарей находятся в основном в Китае, а потребляют "зеленую" энергию часто в западных странах. То есть возможны ситуации, когда основные выгоды получают одни страны, а издержки ложатся на других", — констатирует Дегтярев.
Более широкая картина: глобальная тенденция и альтернативные подходы
Международный контекст и аналогичные случаи
Конфликты на почве размещения объектов возобновляемой энергетики на ценных природных и сельскохозяйственных территориях наблюдаются по всей Европе. Во Франции рыбаки протестовали против установки ветряных электростанций в море в зонах для рыбной ловли, так как это разрушает морское дно. В Латвии жители Вентспилса и Вентспилсского края выступали против ветрогенераторов, которые портят вид, шумят и становятся причиной смерти птиц.
Испания уже занимает седьмое место в мире по площади установленных фотоэлектрических парков на плодородных землях. По данным Министерства сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия, эти парки занимают 0,2% пригодных для использования сельскохозяйственных угодий, что составляет около 50 000 гектаров.
Упускаемые альтернативы и сбалансированные решения
Сравнивая традиционный и альтернативный подход к размещению объектов ВИЭ, очевидны ключевые различия. Традиционный подход предполагает размещение на плодородных землях с вырубкой насаждений, централизованное принятие решений, упрощённую оценку экологического воздействия и зависимость от государственных субсидий.
Альтернативный подход предлагает размещение на пустынных территориях, крышах, водоёмах, учёт мнения местных жителей и интеграцию в локальную экономику, комплексную оценку экологического воздействия с учётом полного жизненного цикла и самостоятельную экономическую эффективность.
Примечательно, что существуют многочисленные альтернативы вырубке лесов и сельскохозяйственных угодий для размещения объектов возобновляемой энергетики. Хуан Вилар, генеральный директор консалтинговой компании Vilcon, задаётся резонным вопросом: "Разве не было бы более целесообразным отдать приоритет размещению этих солнечных парков в пустынях, на крышах домов, в водохранилищах, озерах, прудах и других непахотных пространствах, учитывая, насколько на самом деле скудны и ограничены запасы плодородной земли?".
Проблема продовольственной безопасности
Замена продуктивных сельскохозяйственных угодий промышленными солнечными электростанциями ставит под угрозу глобальную продовольственную безопасность. По данным Snapshot Report, в настоящее время фотоэлектрические парки покрывают 1,3 миллиона гектаров пахотных земель по всему миру. Это эквивалентно площади, засаженной персиковыми деревьями — десятой по значимости многолетней культурой в мире.
"Другими словами, использование этих плодородных земель для солнечных электростанций вместо посадки персиковых деревьев предотвращает производство более 22 миллионов тонн этого фрукта", — подчёркивает Вилар. Если использовать персики в качестве репрезентативной культуры, то земли, занятые солнечными парками, могли бы производить 3,5 миллиарда килограммов продовольствия в год, что было бы достаточным, чтобы внести значительный вклад в обеспечение продовольствием более 900 миллионов людей, которые ежедневно страдают от голода.
Эконацзм – тоже родом из Германии
Анализ ситуации с вырубкой ценных природных и сельскохозяйственных угодий для размещения объектов возобновляемой энергетики в Испании, Германии и других странах показывает наличие системного кризиса в реализации "зелёной" повестки. Происходит подмена целей: вместо защиты окружающей среды приоритетом становится выполнение количественных показателей по вводу мощностей ВИЭ любой ценой, в том числе за счёт уничтожения других ценных экосистем.
Для выхода из этой парадоксальной ситуации, когда борьба с изменением климата ведётся методами, разрушающими природную среду, необходим пересмотр принципов реализации энергетического перехода. Приоритет должен отдаваться размещению объектов ВИЭ на непродуктивных землях, крышах зданий, в промышленных зонах. Требуется комплексная оценка экологического воздействия на протяжении всего жизненного цикла проектов. Необходимо учитывать влияние на продовольственную безопасность и социально-экономические аспекты. Следует обеспечить прозрачность и общественное участие в принятии решений о размещении объектов ВИЭ.
Только при соблюдении этих условий "зелёный" энергетический переход сможет стать действительно устойчивым и не превратиться в очередной источник экологических проблем и социальных конфликтов. Как метко заметил блогер и общественный деятель Анхель Гаитан, критикуя вырубку оливковых рощ в Аранхуэсе: "Я не против солнечной энергии — у меня она на доме, в мастерской, на бизнесах. Но ставить панели вместо вековых деревьев — это варварство". Именно этот принцип — разумного, а не варварского подхода к природе — должен лечь в основу настоящей экологической политики.