Несмотря на восстановление порядка в Казахстане, его будущее остаётся туманным
Трагические события прошлой недели, в результате которых погибли десятки человек, выявили скрытую политическую напряженностьКазахстанские войска на главной площади Алма-Аты: президент приказал силам безопасности «стрелять на поражение». Фото: Мария Гордеева/Reuters.
Для многих казахов полная история беспорядков на прошлой неделе остается такой же туманной, как туман, окутавший Алма-Ату — крупнейший город страны и центр насилия одновременно.
Люди не могли получить доступ к точной информации, так как отключение Интернета заморозило почти весь доступ к внешнему миру в течение нескольких трагических дней насилия, когда по улицам носились военные машины, горели правительственные здания, а государственное телевидение постоянно транслировало угрозы о том, что «бандиты и террористы» будет беспощадно уничтожаться.
Сейчас порядок в основном восстановлен, военные начали усиленное патрулирование улиц Алма-Аты, где уже завтра начнёт ходить городской транспорт, хотя интернет для рядовых пользователей по-прежнему отключён (его подключение начали с банков), да и мобильная связь работает через пень-колоду (до алмаатинцев, как рассказала мне сегодня земляка из Ташкента, у которой младший сын с семьёй живет в Алма-Ате, оказывается, нынче проще дозвониться по старому доброму домашнему телефону), но вопросов пока больше, чем ответов. Ясно одно: многие старые представления о Казахстане, богатом природными ресурсами центральноазиатском государстве, были недавними событиями опровергнуты.
Буквально в прошлом месяце страна отметила 30-летие своей независимости официальными речами, подчеркивающими образ мирной, процветающей нации, которая в значительной степени избежала политических волнений и может похвастаться независимой и «многовекторной» внешней политикой.
Казахстан, казалось, даже успешно справился с непростой передачей власти от своего многолетнего президента Нурсултана Назарбаева, который руководил страной с момента обретения независимости в 1991 году (а фактически — после известных волнений в Алма-Ате в в декабре 1986 г., после которых он возглавил Компартию Казахстана) до 2019 года, к его избранному преемнику Касым-Жомарту Токаеву.
Прошел всего месяц, и вот картина в этой стране совершенно другая! Мирные поначалу протесты вскоре переросли в ожесточенные столкновения, Токаев объявил, что отдал приказ силам безопасности «стрелять на поражение без предупреждения», а войска возглавляемого Россией военного альянса ОДКБ наводят там порядок после обращения Токаева к союзникам за помощью.
На фоне всего этого десятки смертей и ощущение очевидцев, что реальное число жертв может быть намного больше, чем 26 «вооруженных преступников» и 18 силовиков, которые, по словам МВД, были убиты. Задержано более 4000 человек.
Всю неделю существовало подозрение, что в игре может быть нечто большее, чем простое народное восстание, и оно только усилилось после объявления в субботу, что Карим Масимов, влиятельный бывший глава службы безопасности и премьер-министр, арестован по подозрению в государственной измене. Этот шаг только усилил слухи о том, что первоначальные протесты могли быть использованы группами внутри политической элиты страны для ведения собственных сражений.
Источник в казахстанских деловых кругах поверил этому сценарию, описав ситуацию, в которой в последние месяцы усилилась напряженность между фигурами, близкими, с одной стороны, к Назарбаеву, а с другой — к его преемнику Токаеву. «В последние полгода-год участились склоки, которые парализовали принятие решений, — сказал источник. — Некоторое время напряжение медленно закипало».
Одним из наиболее удивительных эпизодов недели стало превращение Токаева из безмятежного преемника в яростного самодержца, пообещавшего жестоко подавить восстание. «Мы имели дело с вооруженными и хорошо подготовленными бандитами, как местными, так и иностранными. Бандиты и террористы, которых надо уничтожить. Это произойдет в ближайшее время», — сказал Токаев в бескомпромиссном обращении к нации в 7 января, отметив, что только в Алма-Ате таких «бандитов» насчитывается 20 тысяч. Он также опубликовал сообщение на английском языке в Твиттере: «По моему мнению, никаких переговоров с террористами: мы должны их убить». Правда, позже он был удален.
Казахстанский ОМОН во время восстания в Алма-Ате. Фото: Александр Кузнецов/EPA.
«Раньше он производил впечатление мягкотелого тихого дипломата, но риторика, которую мы услышали в пятницу, была риторикой генерала, возглавляющего армию», — так отозвалась о Токаеве Кейт Маллинсон, научный сотрудник Chatham House.
Amnesty International охарактеризовала обещание Токаева стрелять без предупреждения как «рецепт катастрофы», и теперь возникает вопрос, насколько разной будет реакция правительства на мирных протестующих и агрессивные группы. Токаев насторожил и без того осаждённое гражданское общество Казахстана, заявив, что свободные СМИ сыграли свою роль в раздувании беспорядков.
«Все еще очень мало независимой информации и много неопределенности. Однако ясно одно: мирный протест был искренним и спонтанным, — сказала Диана Кудайбергенова, социолог из Кембриджского университета. — Люди вышли на улицы, чтобы высказать свое недовольство, и мы видели их некоторую самоорганизацию, особенно в западном Казахстане».
Касым-Жомарт Токаев является избранным преемником лидера независимости Казахстана Нурсултана Назарбаева. Фотография: Синьхуа/Рекс/Shutterstock.
Протест, вызванный ростом цен на топливо, начался на западе в минувшие выходные и быстро распространился на другие города, включая Алма-Ату. Там многие из тех, кто находился на улицах, говорят, что в среду и четверг мирная демонстрация была перехвачена агрессивными группами, некоторые из которых оказались хорошо организованными, которые напали на правительственные здания и даже ненадолго захватили аэропорт.
Токаев в своем обращении туманно высказался о «обученных за границей» злоумышленниках, но не привел подробностей и не уточнил, на кого они якобы работают. Однако российские миротворцы уже выявили немало активистов недавнего восстания арабского происхождения, что даёт основание полагать, что это проникшие в страну после разгрома в Сирии и Ираке игиловцы.
Остается много вопросов о роли Назарбаева в очевидных закулисных ссорах этой недели. Токаев объявил в среду, что смещает Назарбаева с поста главы Совета безопасности, не уточнив, было ли это сделано с одобрения бывшего президента или без его ведома. Всю неделю ходили упорные слухи о том, что Назарбаев и его семья бежали из страны. Но вчера пресс-секретарь Назарбаева Айдос Укибай оотмёл этислухи как «заведомо ложную и спекулятивную информацию». Он сказал, что Назарбаев находился в тесном контакте с Токаевым и хотел, чтобы нация сплотилась вокруг нового президента. Но сам Елбасы хранил упорное молчание в течение всей самой драматичной недели в истории молодой страны.
Что ни говорите, это было удивительное отсутствие для политика, который последние три десятилетия олицетворял собой Казахстан. Когда он ушел в отставку в 2019 году, новая столица, которую он приказал создать в 1997 году, была переименована в Нурсултан в его честь. Но при всех эксцессах культа личности назарбаевский Казахстан долгое время был гораздо более смышлёной автократией, чем в других постсоветских среднеазиатских странах.
Многие западные дипломаты положительно относились к его руководству, несмотря на недостатки демократии, отчасти из-за прибыльных возможностей для западного бизнеса, которые страна предоставляла. «Он смог сбалансировать Россию и Китай, а также другие внешние влияния, и провел некоторые настоящие реформы», — сказал западный дипломатический источник.
В то же время небольшая часть элиты, близкая к Назарбаеву, стала чрезвычайно богатой, в то время как многие простые люди по-прежнему жили в нищете. Со временем обиды только усилились. «В Казахстане рыночная экономика означает капитализм, а это означает большие деньги, а это означает большие взятки для тех, у кого самые хорошие связи», — так выразился бывший посол США в просочившейся дипломатической телеграмме 2010 года, где приводится его разговор с крупным казахстанским бизнесменом.
Каким бы ни был окончательный исход беспорядков прошлой недели, фотографии сноса памятника Назарбаеву в городе Талдыкорган и толпы, скандирующей «Старик, вон!» вероятно, коренным образом изменят наследие, на которое он надеялся.
Также на карту поставлена независимая внешняя политика, которая была одним из его самых ценных достижений. Когда в среду вечером Токаев обратился за поддержкой к ОДКБ, возглавляемому Россией, его просьба была удовлетворена в течение нескольких часов. Западные СМИ с недоумением пишут, что в то время, когда все взоры европейцев были прикованы к войскам, сосредоточенным вблизи границы России с Украиной, внезапно возникла другая российская интервенция.
И казахстанская, и российская стороны настаивают на том, что контингент миротворцев ограничен по размеру, охвату и продолжительности, и так что все эти заявления политиков и СМИ о российской оккупации кажутся преувеличенными. Но даже если войска уйдут через несколько дней, баланс сил в регионе, скорее всего, изменится безвозвратно. «Путин ничего не даёт даром, и непременно будет услуга за услугу», — сказал Мэллинсон. Помимо геополитических последствий, внезапный крах казахстанских сил безопасности и наследие Назарбаева могут также иметь важные последствия для внутренней политики России.
«Россия и Казахстан — две очень похожие политические модели: постимперские ресурсные персонализированные автократии, — говорит московский политолог Екатерина Шульман. «Вариант Назарбаева» рассматривался как один из возможных способов для Владимира Путина безопасно уйти в отставку, когда нынешний срок его полномочий истечёт в 2024 году, но сейчас он кажется гораздо менее привлекательным, чем неделю назад.
По словам Шульманна, те, кто участвует в принятии политических решений в России, из недавних событий в Казахстане, скорее всего, сделают вывод, что даже управляемый переход опасен и что необходимо ещё больше усилить силы безопасности.
«Если у вас есть любимая идея, всё, что бы ни случилось, будет подпитывать вашу любимую идею», — резонно сказала она, отметив, что Кремль зациклен на сохранении нынешних структур власти и отражении предполагаемых внешних угроз путем подавления инакомыслия внутри страны.
По мере того, как внимание переключается на закулисную борьбу и геополитические последствия, некоторые деятели внутри Казахстана призывают не забывать человеческую трагедию прошлых дней. Вчера группа казахстанских организаций гражданского общества написала властям открытое письмо: «На мирных демонстрациях нет места беспорядкам и насилию… Мы просим власти провести полное расследование каждой части этой трагедии». Что ж, это вполне разумно.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте, подписывайтесь, предлагайте темы обзоров!