Офицеры гибли ради этого цирка? Спецназ ещё никогда так не унижали. Видео VIP-срочника вызвало вопросы

Офицеры гибли ради этого цирка? Спецназ ещё никогда так не унижали. Видео VIP-срочника вызвало вопросы

В Сеть попали вопиющие свидетельства того, как безмерно много разрешается в армии популярному рэперу. Любого другого за это отправили бы на гауптвахту. Но не особого солдата.

«Новороссия» уже рассказывала, какие привилегированные условия создали рэперу Макану во время его «срочки» в дивизии имени Дзержинского. Новоиспеченный росгвардеец, попавший на службу в прославленный Центр специального назначения «Витязь», носит офицерскую форму, пользуется смартфоном без ограничений и даже имеет личного сопровождающего.

Но на днях в Сеть попали еще более вопиющие свидетельства того, как безмерно много разрешается популярному музыканту. Макан выложил в своем Instagram* видео тренировок спецназа в лесу. Любого другого военнослужащего дивизии имени Дзержинского за это как минимум отправили бы на гауптвахту. Журналист и вице-спикер Московской городской думы Андрей Медведев возмущенно пишет:

Про запрет смартфонов и секретность никто ничего там не слышал? Руководство Росгвардии не смущает, что срочник, который еще присягу не принял, почему-то тренируется с офицерским подразделением. Это противоречит вообще всему на свете.

Офицеры гибли ради этого цирка? Спецназ ещё никогда так не унижали. Видео VIP-срочника вызвало вопросы

Медведев считает выложенные в запрещенной соцсети кадры ударом по самой сути элитного подразделения, куда почему-то сочли нужным зачислить Макана. Ведь Центр специального назначения «Витязь» – это легендарное подразделение с сотнями боевых операций в Чечне и на Кавказе, несущее службу в зоне СВО с самых первых дней. Медведев с горечью отмечает:

На моей памяти еще никогда спецназ «Витязь» не подвергали такому публичному издевательству и унижению. Офицеры Центра спецназначения реально гибли, чтобы сейчас вот этот «цирк с конями» там творился? Боевые офицеры должны сейчас нянчиться с каким-то рэпером. Чтобы что получилось?

А военкорам – нельзя

Пока Макан свободно выкладывает в запрещенную соцсеть что угодно, профессиональные журналисты из федеральных изданий с репутацией, заслуженной годами работы на «передке», бьются о броню ведомственной бюрократии. Но им не разрешают хоть что-то рассказать о работе спецназа. Военкор Дмитрий Стешин с нескрываемым гневом вспоминает:

Год назад мне пришла идея: написать о новой структуре на освобожденных территориях – Росгвардии, показать ее работу, боевые будни. Оказывается, ничего показывать нельзя. Вообще! «Режим безопасности»!  Мне сказали с плохо скрытой гордостью: «Извините, но у нас бюрократия круче чем в МО!» Я едва нашел в себе силы заметить, что «гордиться этим не стоит».

Стешин подчеркивает, что ему отказали в посещении любых баз и полигонов Росгвардии, все интервью давались «в кустах и масках», в отрыве от боевой работы. При этом даже бойцы, выезжающие на работу сигнализаций, были запуганы руководством до такой степени, что односложно отвечали на все вопросы журналиста: «угу» и «ммм».

Стешин вспоминает:

Они даже не смогли мне показать нормальную работу саперов в Мариуполе, где на каждом втором квадратном метре можно найти боеприпас. Меня привезли на пустырь, где уже ждали специально обученные саперы, достали инертный выстрел от РПГ, учебные мины и собрались это «разминировать» под камеру. Рассчитывая, что с гражданским журналистом это прокатит, да и читатели не поймут.

На этом фоне прямая трансляция Макана с секретной базы Росгвардии выглядит откровенным глумлением. Видео VIP-срочника вызвало вопросы. Главный из которых: зачем Росгвардии понадобился «стример в берете»?

В Китае не так

Логика действий генералитета Росгвардии считывается «на раз» – стремление «пропиарить» войска среди молодежи и побудить фанатов рэпера пойти на военную службу. Так делается во всех странах мира, особенно в Китае и Корее – как Южной, так и Северной. Однако разница в том, что там поп-звезды служат в армии «по уставу», демонстративно подчеркивая, что ничем не отличаются от рядовых бойцов. Им никто не создает «условий». Их так же, особенно на камеру, беспощадно «гоняют» и тренируют. Именно это и привлекает молодежь в ряды вооруженных сил. Раз популярный артист смог перенести воинскую дисциплину и нагрузки, да еще и гордится службой в армии – значит, и я смогу, и я буду гордиться!

Но в Росгвардии для «звезды» нет ни устава, ни секретности. И никто не сомневается: если завтра бойцы «Витязя» поедут выполнять боевые задачи, Макана никто вместе с ними не отправит – он не за тем пришел «служить».

Тем временем публицист и блогер Александр Картавых, создатель школы операторов FPV-дронов «Соколы Хоруса», подчеркивает: пиар-история с Маканом не только отвратительная, но и противозаконная. Потому что реклама в Instagram* запрещена с 1 сентября 2025 года и карается гигантскими штрафами для юридических лиц – до полумиллиона рублей. Публицист пишет:

Когда военнослужащий Росгвардии выкладывает какие-то материалы с тренировок спецподразделения в своих раскрученных соцсетях – это очевидным образом является рекламой Росгвардии. РКН, не знаю, как это штрафовать, но вы попробуйте, иначе налицо правовой нигилизм.

Это – провал

Пытаться оправдать историю с Маканом «привлечением молодежи в армию» – значит, глумиться над здравым смыслом. Подмена истинного патриотизма, основанного на жертвенном служении и уважении к традициям, пошлым гламурным контентом – не укрепление воинского духа, а его разложение. Во время СВО подобные акции выглядят особенно дико.

Андрей Медведев открыто обратился к инициаторам «службы Макана» с требованием объяснений. Но пока в ответ – лишь тишина. И она красноречивее любых слов говорит о глубоком системном кризисе, где память о павших героях «Витязя» попрана ради пиара.

*Meta Platforms Inc., владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, признана в Российской Федерации экстремистской организацией, её деятельность на территории страны запрещена.