Рост бедности в Иране

Председатель Торговой палаты Ирана заявил, что Иран входит в десятку стран с самыми высокими темпами роста инфляции.

Рост бедности в Иране

Тем временем глава пятничной молитвы в Тегеране рассказал, что причина бедности – отсутствие веры. А в Исфахане исчезла река, питавшая целый регион с многомиллионным населением, что вызвало массовые протесты.

***

По сообщению государственного информационного агентства ISNA, председатель Торговой палаты Ирана Коламхоссейн Шафеи заявил, что Иран входит в десятку стран с самыми высокими темпами роста инфляции наряду с Венесуэлой, Суданом, Зимбабве и некоторыми другими.

«Отчеты исследовательского центра Торговой палаты Ирана также подтвердили снижение потребления калорий в Иране. С 2017 года более 50% иранцев потребляют менее 2 100 калорий в день», – сказал Шафеи.

Спустя четыре десятилетия после прихода к власти диктатуры мулл иранцы все больше беднеют, в то время как правительственные чиновники становятся все богаче.

По разным данным, 80% иранцев живут за чертой абсолютной бедности. Это означает, что им не хватает нормальной еды, одежды, медицинского обслуживания, жилья, и они едва сводят концы с концами, чтобы содержать свою семью. Последние сообщения показывают, что иранцы прибегают к аренде жилья в одной семье или даже арендуют крыши домов.

Шафеи также сказал, что бедность повлияла на городское население, вызвав рост миграции из сельской местности в мегаполисы. Он добавил, что это приведет к увеличению расходов на городское обслуживание и вызовет трудности в управлении.

4 октября государственный сайт Jamaran News написал, что новые статистические данные о бедности в Иране показывают, что за последнее десятилетие число бедных людей в Иране удвоилось, и еще 4 миллиона иранцев живут за международной чертой бедности ($5,5 в день).

Государственная газета ILNA писала 5 октября, что экономические проблемы, включая рост стоимости жизни, привели к снижению покупательной способности иранцев. В интервью ILNA житель города Занджан на северо-западе Ирана рассказал, что для покрытия расходов на жизнь они стали собирать мусор в мусорных баках.

Фатемех Магсуди, член парламента Ирана, в сентябре 2020 года заявила: «Есть те, кто богатеет с каждым днем, в то время как бедные становятся все беднее». Она спросила, почему два человека, которые работают одинаково много в одном и том же месте, получают две разные зарплаты с разницей в четыре миллиона туманов.

Государственное информационное агентство ILNA сообщило 12 ноября, что согласно налоговому законодательству Ирана, работники получают зарплату после вычета государственных налогов. Однако государственные учреждения, находящиеся под непосредственным контролем Верховного лидера Ирана Хаменеи, такие как находящийся под санкциями «Астан Кудс», вообще не платят налоги и используются в качестве иранского денежного фонда для терроризма.

***

Несмотря на все репортажи государственных СМИ о бедности и тяготах народа, различные правительственные чиновники просят иранцев меньше есть. На прошлой неделе Муссави, глава пятничной молитвы в Хузестане, юго-западный Иран, сказал: «Мы не говорим вам не покупать еду, но по крайней мере ешьте поменьше. Если цена на мясо вырастет, какая проблема возникнет, если вы будете есть мясо раз в неделю?» – сказал он на еженедельном молитвенном собрании.

Глава пятничной молитвы в Тегеране Казем Седиги возложил вину за экономические проблемы Ирана и рост цен на отсутствие веры, сказав: «Если бы люди имели веру и считались с Богом в своих религиозных обязанностях, политических и социальных обязательствах, у них не было бы никаких проблем в жизни».

Однако разваливающаяся экономика Ирана и невыносимое давление, которое испытывают иранцы, приведут к новым протестам по всему Ирану, поскольку иранцы считают Хаменеи и государственных чиновников главной причиной бедности и тяжелых условий жизни.

***

Митинги протеста из-за бедности

В последние месяцы иранские учителя, рабочие, пенсионеры и другие слои населения собирались на митинги протеста против невыплаты заработной платы.

В сентябре иранские действующие и вышедшие на пенсию учителя провели акции протеста в 57 городах. Учителя государственных школ зарабатывают около 3 миллионов туманов ($100), что ставит их за черту бедности, составляющую в Иране 10 миллионов туманов.

За последние два месяца три иранских учителя покончили жизнь самоубийством из-за бедности.

***

Право на воду

Тем временем исфаханские фермеры требуют права на воду

Фермеры центрального города Ирана, Исфахана, провели митинг в связи с высыханием реки и влиянием этого процесса на их сельскохозяйственную деятельность в последние годы. Из-за отсутствия реакции со стороны водных властей протесты в последние недели усилились. Фермеры и жители Исфахана уже много лет протестуют против отвода их воды в Кашан, в соседние провинции Йезд и Керман.

Река, которая на протяжении веков была украшением провинции Исфахан и давала жизнь местным деревням, теперь превратилась в сухое русло и источник пылевых частиц. Местные жители и фермеры ждут, когда вода начнет течь, чтобы они могли орошать свои земли. Но надежды нет.

Исфахан с населением около двух миллионов человек является третьим по величине городом Ирана и магнитом для туризма благодаря своей прекрасной архитектуре и историческим достопримечательностям.

Обладателями прав на воду в бассейне реки Заяндеруд являются городские пользователи, промышленность, сельское хозяйство и окружающая среда. Однако сельское хозяйство и окружающая среда с водно-болотными угодьями Гавхуни являются двумя основными водопользователями. В бассейне Заяндеруд традиционное распределение воды основывалось на свитке Шейха Бахаи Томара, который относится к эпохе династии Сефевидов (1571-1629 гг.) и включает время и место распределения воды. Свиток основан на календаре урожая и доле имеющейся воды, с двумя периодами подачи воды: (1) для сельскохозяйственных целей в течение 165 дней (со 2 июня по 14 ноября); (2) для свободного забора воды и для получения воды окружающей средой в течение 200 дней (с 14 ноября по 2 июня).

По словам Шейха Бахаи, бассейн реки Заяндеруд состоит из 33 основных долей, и для каждой основной доли определено пятидневное право забора воды из естественного стока реки Заяндеруд. Основные доли делятся на субрегионы с учетом местных и региональных особенностей, количества деревень, владения землей и величины сельскохозяйственных территорий.

В современной истории социально-экономическое развитие, рост населения, расширение сельского хозяйства, урбанизация и индустриализация привели к увеличению спроса на воду в бассейне Заяндеруд, превышающего доступность воды. Высокий спрос на воду подтолкнул правительство к усилению контроля над водными ресурсами путем строительства плотины на реке Заяндеруд, межбассейновой переброски воды и улучшения водной инфраструктуры. Все эти события изменили характер реки Заяндеруд с точки зрения объемов и временной доступности воды. Следовательно, на исторический свиток Шейха Бахаи наложился целый ряд политических актов.

С принятием Закона о воде Ирана и национализации воды в 1968 году все водные ресурсы были объявлены государственной собственностью, которую правительство может распределять в соответствии с общественными интересами. Поэтому ответственность за поддержание инфраструктуры и надзор за эксплуатацией водных ресурсов была возложена на правительство. Это послужило правовой основой для Закона о справедливом распределении воды, измененного в 1983 году, который формализовал обычные права на воду согласно Статье 18 — Примечание 1:

«Право на воду означает право на использование той воды, которая была указана и зарегистрирована в записях или документах на право собственности или в постановлениях судов или в других юридических документах в пользу владельцев до даты утверждения настоящего закона».

…Фермеры Исфахана непрерывно протестуют с 2000 года. В октябре и ноябре 2018 года сотни людей разбили лагерь вокруг Исфахана на 40 дней в знак протеста против бесхозяйственного отношения клерикального режима к водным ресурсам в их провинции, страдающей от засухи.

24 апреля 2021 года, когда разгневанные фермеры в провинции Исфахан планировали массовую демонстрацию с целью осудить незаконное использование воды, прокурор города объявил о запрете любых собраний без официального разрешения для высказывания требований по поводу сельского хозяйства и реки Заяндеруд.

Но 22 мая фермеры снова протестовали против отсутствия постоянного доступа к воде в провинции Исфахан. В ответ на их требования режим прислал спецотряды полиции, которые жестоко избили фермеров. Те дали отпор, что привело к столкновениям.

Это был не единичный случай: среди фермеров широко распространено недовольство, недавно протесты прошли в Хузестане, Систане и Белуджистане, Хорасане и др.

Многочисленные видеоролики, размещенные в социальных сетях, показывают, что в эти дни в Исфахане несколько тысяч человек собрались в сухом русле реки Заяндеруд, которая протекает через весь город. Местные жители и фермеры собрались, чтобы власти услышали их голоса.

Разгневанные демонстранты скандировали лозунги против клерикального режима. Государственное агентство новостей Fars сообщило, что протестующие повредили инфраструктуру водоотвода к востоку от Исфахана, чтобы предотвратить отвод воды.

Отвод водных ресурсов в более засушливые провинции Ирана, такие как Йезд и Керман, в связи с ростом спроса на воду со стороны промышленных предприятий, стал основным источником недовольства.

Одной из причин такой плачевной ситуации является нажива компаний и организаций, связанных с Верховным лидером Ирана, КСИР (Корпус стражей исламской революции – важнейшая военно-политическая структура Ирана, которая обладает собственной армией, разведслужбами, СМИ и контролирует часть предприятий страны) и правительством, на строительстве многочисленных плотин. Эти организации построили водопровод без точных расчетов, что привело к пересыханию реки Заяндеруд.

Более четырех десятилетий клерикального правления в Иране привели к бесхозяйственности и коррупции. Наконец, изменение климата вызвало острый водный кризис по всему Ирану. Согласно представленным данным, количество осадков в этом году сократилось на 53% по сравнению с предыдущим годом и на 41% по сравнению со средним многолетним показателем. Всемирная метеорологическая организация ожидает, что к 2025 году количество осадков уменьшится на 75% в результате климатического кризиса, вызванного безрассудной эксплуатацией, неустойчивым развитием и разрушением природных экосистем.

Несмотря на такие отчеты и предупреждения экологов, клерикальный режим вместо того, чтобы справиться с кризисом, продолжает строить новые плотины, сверх меры добывать подземные воды, осушать озера и уничтожать водно-болотные угодья, не обращая внимания на долгосрочные последствия таких мер.

Эксплуатация подземных вод истощила подземные водоносные горизонты с невероятной скоростью, что привело к увеличению дефицита с 200 млн/м3 до 200 млрд/м3 по всему Ирану в период 1981-2020 годов. Это в свою очередь привело к повсеместному опустыниванию.

Собственные эксперты режима по охране окружающей среды признают, что, если ничего не изменится, Иран может потерять 70% своих сельскохозяйственных угодий в ближайшие 20-30 лет. Уже 30 000 деревень были вынуждены эвакуироваться из-за нехватки воды. (Быстрое переселение миллионов сельских жителей в города создает в них очаги массовой бедности, которые становятся пороховыми бочками для будущих восстаний. Именно этот процесс привел к антишахской революции в Иране в 1978-1979 гг. – Прим.).

Создание плотин, водопотребляющих производств и рытье глубоких колодцев после революции 1979 года является основной причиной высыхания реки Заяндеруд. Эти производства и колодцы часто находятся под контролем компаний, связанных с КСИР или с крупным религиозным фондом мегаконгломерата под надзором Верховного лидера Ирана.

Попытки успокоить фермеров будут тщетны до тех пор, пока водные ресурсы находятся под контролем КСИР, а эксплуатация подземных вод – в руках водной мафии министерства энергетики, опять же связанной с КСИР или контролируемой КСИР.

Коррупция в иранском режиме находится на самом высоком уровне. Сельскохозяйственные и ирригационные проекты пронизаны непотизмом и наживой. Институты, связанные с КСИР и правительством, расхищают воду, но за расхищение воды расплачиваются жители региона, особенно трудолюбивые фермеры Центрального плато Ирана.

О коррумпированности режима свидетельствует и нормирование дефицитной воды во время палящего лета, при этом государственные и частные компании, принадлежащие режиму и его сторонникам, получают большую долю. Например, вода в провинции Исфахан направляется на атомные и металлургические заводы, связанные с КСИР.

В последние годы в Иране участились случаи внезапных наводнений, что является результатом вырубки лесов, чрезмерного выпаса скота на пастбищах и опустынивания. За последние три года 28 из 31 провинции подверглись наводнениям. Эту воду можно было бы собрать и использовать для создания водных резервов. Но клерикальный режим Ирана не способен обеспечить надлежащее управление водосборными бассейнами или какой-либо тип планирования для предотвращения разрушительных последствий массовых наводнений.

Продолжающийся экологический кризис в Иране переплетается с бесхозяйственностью правительства, коррупцией, терроризмом, разграблением богатств страны и подавлением, в основе которого лежит власть КСИР, которая привела к самому высокому уровню инфляции со времен второй мировой войны, ввергнув рабочих и фермеров в глубокую нищету.

В ответ на митинг фермеров на высохшем русле реки президент Ирана Эбрахим Раиси встретился с представителями провинций Исфахан, Йезд, Семнан и пообещал решить водные проблемы.

Он сказал, что будет сформирован комитет и рабочая группа с целью восстановления реки и решения связанных с этим проблем, и что иранцам придется подождать и посмотреть на результат.