Экологическая катастрофа в Иране
Как заболоченные земли Хузестана превратились в пустоши.
Хузестанская равнина–- один из древнейших регионов на Иранском плато, где с 2700 года до н.э. жили арийские народы и формировались первые цивилизации той эпохи. Юго-западная провинция больше всего гордится своим ландшафтом с пальмами и сельским хозяйством.
Наличие пяти рек, которые берут начало в горах Загрос, орошают Хузестанскую равнину и через несколько сотен километров впадают в Персидский залив, сделало эту провинцию самой богатой водой провинцией Ирана. Река Карун была самой большой из этих рек и единственной судоходной рекой, по которой корабли входили из Персидского залива и становились на якорь в портах Абадан, Хоррамшахр и Ахваз.
Существование такого количества рек сыграло решающую роль в развитии этого региона. Его население с древних времен занималось земледелием, животноводством, используя плодородные земли вокруг этих рек, и рыболовством.
Кроме того, после обнаружения первых в Иране запасов нефти в Масджед-Солеймане Хузестан стал самой богатой провинцией Ирана, а в городе Абадан был построен крупнейший на Ближнем Востоке нефтеперерабатывающий завод.
Пальмы считаются одним из основных источников дохода не только для фермеров-производителей провинции Хузестан, но и для провинций Бушер, Хормозган, Керман и Фарс. Этот регион является основным производителем и экспортером финиковой продукции в Иране, вторым после Египта. Однако фермеры, которые полностью полагались на свои деревья, теперь сталкиваются с неопределенностью и мрачным будущим, поскольку режим отказывается предоставить им необходимую воду для их сельскохозяйственных угодий.
Хотя финиковая пальма способна противостоять суровым условиям, она может быть уязвима перед соленой водой, опасными пыльными бурями и погибнуть за короткое время. По словам заместителя сельской кооперативной организации Ахваза, объем поступающей воды из различных рек Хузестана сильно сократился из-за строительства массивных плотин КСИР. В результате низкого уровня воды в реках произошел приток соленой воды из Персидского залива в реку Карун и другие реки, что повысило уровень солености воды в этой реке и финиковых фермах вокруг нее.
Кроме того, строительство Готвандской плотины, созданной КСИР, где ложе водохранилища расположено на горе соли, способствовало увеличению солености реки Карун. Эта плотина была названа соляной шахтой, экологической катастрофой и большой национальной ошибкой, которая добавила еще 25% солености в реку Карун.
Преступления клерикального режима Ирана против окружающей среды не ограничиваются Хузестаном. Все, что связано с жизнью людей, подвергается жестокой атаке и находится во власти планов режима. Агрессивные действия правящих клерикалов направлены на людей, местности, животных, средства к существованию, воду и даже воздух.
После 42 лет правления клерикалов в Иране наблюдается постепенное сокращение количества финиковых пальм в провинции Хузестан и других финиковых регионах, что привело к уничтожению пяти миллионов из шести миллионов финиковых пальм в районе Абадана. В результате разрушительной политики правительства оставшийся один миллион финиковых пальм погибает от жажды, что создает трудности для многих фермеров, выращивающих финики. В Шадегане, другом регионе, где росли пальмы, что было основным вкладом в экономику, в 1989 году имелось пять миллионов финиковых пальм, а сейчас осталось только два миллиона. И эти два миллиона деревьев также скоро погибнут.
Еще одной причиной гибели финиковых пальм является выброс в реки токсичных стоков сахарных заводов и других фабрик, которые вызывают определенную токсичность. К гибели деревьев приводят частые пылевые бури от высохших русел рек. Скопление пыли на зелени пальм препятствует нормальному фотосинтезу.
В бассейнах рек Кархех, Карун, Марун и Джаррахи было построено 170 плотин. Семьдесят плотин построены на реке Карун. И это при том, что, по мнению экспертов, ни одна из плотин не должна была быть построена. Многие спрашивают, зачем нужны все эти плотины и куда отводятся воды.
Недавние мощные пыльные бури, обрушившиеся на города Ахваз, Сусангерд и Дезфул, не новое явление. Они происходили в меньших масштабах в течение многих лет и связаны с накладывающимися друг на друга проблемами, некоторые из которых выходят за пределы Ирана и связаны с изменением климата и глобальным потеплением. Загрязнение воздуха и воды способствует долгосрочным изменениям погоды. Водно-болотные угодья Хоролазим и Шадеган, а также реки Карун, Кархех и Джаррахи, наиболее важные водные ресурсы провинции, истощены и содержат беспрецедентное количество токсичных отходов.
Недостаток влаги на высыхающих равнинах позволяет пыли подниматься, когда дует ветер и уносит ее с собой. Хотя Хузестан известен как богатая энергоресурсами провинция, он также находится в плодородном полумесяце, обладая одними из лучших на Земле водными и земельными ресурсами. Более миллиона гектаров земель заняты под сельскохозяйственные угодья, которые обеспечивают страну важнейшими сельскохозяйственными культурами в холодное время года. Но ситуация меняется по мере высыхания рек.
Население Хузестана и других регионов, производящих финики, было лишено своего богатства в течение последних 42 лет, а также в эпоху Пехлеви. Шах уступил нефть Великобритании почти бесплатно, чтобы сохранить свое правление, в то время как клерикальный режим следовал своей фундаменталистской экспансионистской политике для экспорта терроризма, вызвав войну между Ираном и Ираком, которая разрушила большинство городов в западной части Ирана.
Самой важной задачей Хаменеи, как Верховного лидера, было сохранить свою власть. Поэтому он постепенно передал большинство дел страны, включая важные экономические институты Ирана, КСИР (Корпусу стражей исламской революции) – вооруженным силам, лояльным ему и зависимым от него.
Сегодня 90% экономики Ирана находится под контролем КСИР и под непосредственным наблюдением Верховного лидера. Однако, поскольку структура системы управления коррумпирована, командиры и чиновники КСИР в большинстве своем являются людьми без настоящего образования и опыта, их контроль над иранской экономикой разрушил экономическую инфраструктуру Ирана. Помимо разграбления капитала и богатств Ирана, они озабочены лишь жестоким подавлением иранцев, расширением военной, ракетной и ядерной промышленности режима, а также финансированием марионеточных и террористических сил в регионе. Таким образом, они не уделяют внимания восстановлению каких-либо других инфраструктурных систем в стране.
В сегодняшнем Иране, к какому бы социальному вопросу вы ни прикоснулись, перед вами встает барьер Верховного лидера и КСИР, включая вопросы хлеба, воды, воздуха, жилья, дорожного движения и т.д. Без устранения этих барьеров невозможно найти решение существующих социально-политических проблем в Иране.
* Халил Хани – специалист по экологии, имеет докторскую степень по экологии, ботанике и экологическим исследованиям из Германии и преподавал в Тегеранском университете и Гессенском государственном университете в Германии. Он также является доктором медицинской психологии из США.