Стиральные машины помогут Эстонии выйти из энергокризиса
Кризис цен на электричество отражает зависимое положение Эстонии в ЕС, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память» Владимир Симиндей, добавив, что ситуация усугубится после того, как Таллин выйдет из единого энергокольца с Москвой и Минском.
Электричество стало проблемой для эстонцев
Рост цен на электроэнергию обернулся серьезными проблемами для Эстонии и привел к скандальным политическим спекуляциям.
В первые дни января 2022 года эстонцам пришли новые счета на электроэнергию, которые для некоторых категорий граждан увеличились в два раза. Это обернулось разгулом популизма со стороны ведущих партий страны.
Председатель партии Isamaa Хелир-Валдор Сеэдер призвал к реформе рынка электроэнергии. Социально-незащищенные слои Эстонии обратились за помощью к муниципалитетам, но правительству страны потребовалось четыре месяца на выработку мер поддержки, причем заявленные средства гражданам поступят только в феврале 2022 года, де-факто через полгода после начала кризиса.
Партия Сиэдера инициировала законопроект о временном снижении НДС на рынке электроэнергии, но поддержки он не получил. Имеются и более радикальные предложения, источаемые представителями националистической партии EKRE.
Мартин Хельме (лидер EKRE) призвал эстонцев выкинуть платежки за электроэнергию. Одновременно организациям не стоит платить подоходный и социальный налоги, потому что правительство якобы загоняет их в банкротство.
Политик является сыном Марта Хельме – бывшего председателя EKRE и министра внутренних дел Эстонии. Данный персонаж с 1995 по 1999 был эстонским послом в Москве и хорошо известен популистской и националистической риторикой.
Основными объектами критики семьи Хельме являются политические оппоненты, Евросоюз и Россия – спекуляции по Ивангороду и другим землям Ленинградской области, которые до 1944 года входили в состав Эстонии, периодически доходят до нашей страны.
Эстонцы отказались от территориальных претензий при вступлении в НАТО, но семья Хельме предлагает забыть как про эти обязательства, так и про счета за электричество, которые нельзя оплачивать из-за того, что они слишком большие.
Отличилась и премьер-министр Эстонии Кая Каллас, предложившая оригинальный способ оптимизации: гражданам нужно проводить политику энергосбережения – утеплять дома, ставить солнечные электростанции и стирать одежду ночью.
Каллас анонсировала приход дополнительного финансирования на строительство ветряков в Балтийском море, но единственным эффективным предложением остается стирка одежды ночью. Все остальные меры обременительны для эстонцев.
Эффект от роста цен на электричество для прибалтийской экономики не стоит недооценивать. Эстонские больницы могут отказаться от закупки нового оборудования из-за того, что траты на электроэнергию и расходы на борьбу с COVID-19 обнулили их бюджет.
Эстонские власти не справляются с ситуацией
«События отражают как качества политической субкультуры, которая отразилась в эстонском медийном пространстве, когда партии и отдельные деятели позволяют себе комментарии на грани дебильности, так и неготовность этих людей к волнам сложностей и кризиса, которые продолжают накатывать на Эстонию и остальной мир», — констатирует Симиндей.
Проблемы с ростом цен на электроэнергию прослеживаются по всей Европе, но только в Эстонии премьер-министр предлагает домохозяйкам пользоваться стиральной машиной ночью, а лидер третьей по величине партии парламента не платить по счетам.
«Политика государства может либо купировать воздействие негативных тенденций, либо их усугублять. Текущие действия эстонских властей явно способствуют углублению масштабов кризиса», — заключает Симиндей.
Трудности в стране начались еще летом, но медлительность Таллина при реализации программы помощи обернулась тем, что вместо решения проблемы в стране торжествует несносный популизм .
«Связано это с передачей основной части суверенитета в Брюссель и следованию в фарватере евросоюзовских норм и рекомендаций США во внешней политике. Это не позволяет маневрировать в политико-экономической сфере и выстраивать благополучные отношения с Россией, а ведь впереди у Эстонии маячит выход из энергокольца БРЭЛЛ, что также негативно влияет на цены», — резюмирует Симиндей.
БРЭЛЛ является энергетическим кольцом Белоруссии, РФ, Эстонии, Латвии и Литвы, работающим на основании соглашения 7 февраля 2021 года. Проект обеспечивает бесперебойное снабжение электроэнергии и страхует страны от перебоев.
Эстония выйдет из БРЭЛЛ в 2025 году, после чего лишится льготных поставок электричества из РФ. Полное прекращение сотрудничества вряд ли возможно, но дополнительные проблемы это событие Таллину точно создаст.
«События в Эстонии отражают гигантистские планы ЕС по “зеленым” энергетике и экономике, когда без учета экономических реалий, ставятся завиральные цели, превращающиеся в бич для потребителей. Ситуация показательна с точки зрения того, как безответственность политиков оборачивается дополнительными расходами для бизнеса и домохозяйств», — констатирует Симиндей.