Летальные переговоры
Наверное, ни в одной стране мира не следят за проходящими в швейцарской Женеве переговорами по гарантиям безопасности между Россией и США с таким замиранием сердца, как на Украине. Оно и не удивительно.
По факту, от того, договорятся или нет две сверхдержавы, зависит судьба крупнейшего государства Восточной Европы (без учёта России, конечно же). Вот только, на мой взгляд, переживают украинцы зря. Точнее, даже не так – переживать им бессмысленно: чем бы ни закончилась российско-американская встреча, для Украины её итог будет одним и тем же.
Поясню. Ещё вчера, после 8-часового марафона по общению со своим российским коллегой Сергеем Рябковым, замглавы Госдепа Венди Шерман заявила, что требования России по гарантиям невступления Украины и Грузии в НАТО неприемлемы и двери Североатлантического альянса не будут закрыты ни для кого. Одновременно с ней в Брюсселе, встречаясь с представительницей Украины вице-премьером Ольгой Стефанишиной, генсек НАТО Йенс Столтенберг ещё раз подтвердил, что Запад не отказывается от своих слов (хотя и не конкретизирует их) о возможности для украинского государства когда-нибудь стать членом альянса, и вообще сам он в такую перспективу верит.
В то же время глава российской делегации, заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков на пресс-конференции, собранной после первого раунда переговоров, отметил, что, судя по всему, Вашингтон не до конца уяснил «императивности российских требований», и что отказ НАТО от планов по приёму в свои ряды Украины не обсуждается. Это должно быть принято безоговорочно. Если же договориться в итоге не удастся, то Москва прибегнет к другим, более эффективным, чем дипломатическая беседа, методам убеждения. Какими могут быть эти методы, российский дипломат не уточнил, но в экспертном сообществе давно уже муссируются слухи (подогретые недавней инициативой депутатов Госдумы), что одним из ответов на неготовность Запада к компромиссу может стать официальное признание Россией республик Донбасса – ЛНР и ДНР.
Об этом уже довольно открыто говорят и на самой Украине. Так, глава украинской делегации в Парламентской ассамблее НАТО, депутат Верховной Рады от фракции «Слуга народа» Егор Чернев заявил, что Москва вполне может признать Донецкую и Луганскую народные республики в случае провальных переговоров с Вашингтоном.
«Если переговоры между США и Россией окажутся провальными, Москва может признать независимость так называемых ЛНР и ДНР. Проект соответствующего постановления уже подготовлен и может быть рассмотрен в Госдуме в ближайшее время», — написал Чернев у себя в Facebook, отметив, что таким образом «Минские договорённости» (которые Украина и так не выполняет) будут де-факто и де-юре помножены на ноль.
И что мы (точнее, Украина) имеем в результате? Вариант первый: несмотря на свою риторику, США-таки соглашаются дезавуировать решение Бухарестского саммита НАТО, на котором и было объявлено об украинских перспективах членства. Вслед за этим, так же исходя из прочих требований России, им придётся свернуть свою военную деятельность на Украине и оттуда уйти. Так как в Вашингтоне изначально рассматривали украинскую территорию в качестве плацдарма против России и только ради этого вложили в распространение своего влияния там несколько миллиардов долларов (и даже устроили в Киеве государственный переворот), то дальнейшая поддержка нынешнего украинского режима в новых условиях перестанет иметь для них всякий практический смысл.
Более того, они будут заинтересованы спихнуть эту полуразрушенную и разорённую страну на Россию, с тем, чтобы даже такая Украина сыграла роль некоего хомута и хоть так принесла пользу Соединённым Штатам в вопросе сдерживания РФ. Таким образом Украина останется с Россией один на один. Что это значит для её нынешнего режима, полагаю, объяснять не стоит. Скорее всего и самою украинскую государственность в той форме, как мы её знаем сейчас, ждёт демонтаж. Наверняка в процессе этого демонтажа будут запущены и так довольно очевидные центробежные силы и страна распадётся на отдельные регионы, которые априори не смогут существовать самостоятельно и будут, так или иначе, разделены между соседями. Всё, финита.
Теперь рассмотрим вариант второй. США отказываются принять российские условия. В ответ Россия признаёт ЛДНР. После чего наиболее очевидным следующим шагом станет заключение договора о военной помощи и реальное, а не мифическое, введение боевых подразделений ВС РФ в Донбасс. И вот тут начинается самое интересное.
Ужас подобной перспективы для Украины заключается в том, что восемь лет рассказывать, как ты воюешь против России и при этом регулярно и почти безнаказанно обстреливать мирное население республик – это одно, а исполнить подобный же номер, зная, что шальной снаряд действительно может прилететь на позиции войск РФ – совсем другое. Это всё равно, как (по меткому выражению Киплинга) «дёргать смерть за усы». Пример с Крымом неоспоримо доказывает, что делать этого украинские военные не станут, себе дороже. Таким образом вырисовывается крутейшая «зрада» и двойное поражение: с одной стороны – самих ВСУ, а с другой — официальной украинской пропаганды.
В итоге это приведёт к дискредитации центральной власти, потере управляемости в стране, ускорению центробежных процессов и дальше всё как в варианте номер один: страна просто посыплется как карточный домик.
Ну и, наконец, вариант третий, самый, пожалуй, стремительный и самый болезненный. Запад, понимая, что согласие на подписание российского ультиматума будет означать фактическое признание собственного поражения, попытается хеджировать хотя бы то, что есть, отгородившись от России новым железным занавесом и введя все мыслимые и немыслимые санкции. Ради этого будет разыграна карта «российской агрессии на Украине» и бравые украинские хлопцы, по замыслу партнёров из Вашингтона, призваны будут сыграть роль пушечного мяса.
Технология на самом деле очень проста. Украинское наступление в Донбассе, лёгким движением западных СМИ превращённое в «российскую провокацию», приведёт к неминуемому вмешательству России. А это, в свою очередь, как неоднократно повторялось представителями высшего российского руководства, в том числе и самим президентом Владимиром Путиным, будет означать конец украинской государственности.
В общем, куда ни глянь, а итог для Украины один – безрадостный. А потому нынешние переговоры России и США с точки зрения Киева вполне можно назвать летальными, как бы грустно это ни прозвучало.
Что касается моего личного мнения, то я склоняюсь ко второму варианту – признание Россией республик. Всё-таки реальной войны, даже чужими руками, Запад сейчас боится больше, чем мы. Ну а в то, что США пойдут на уступки, я, признаюсь честно, не верю от слова совсем.
Кстати, интересный и на первый взгляд не относящийся к теме факт: сегодня стало известно, что Енакиевский мясокомбинат (ДНР) отправил для реализации в Ростовскую область партию (1,5 тонны) сыровяленой колбасы. И это первая такая серьёзная поставка мясных изделий из ДНР в Россию. Так что, как видим, процесс признания де-факто уже идёт.