Турция на пороге перемен: команда Эрдогана нацелилась на конституцию

Турция на пороге перемен: команда Эрдогана нацелилась на конституцию

Правящая Партия справедливости и развития (ПСР) вскоре подготовит проект нового основного закона.

Как сообщают турецкие СМИ, правящая в Турции Партия справедливости и развития, намерена вскоре представить свой проект новой конституции страны. Как отмечает Daily Sabah, партия также запросит мнение оппозиционных партий, прежде чем представить отчёт председателю партии, президенту Реджепу Тайипу Эрдогану.

В статье говорится, что Конституционный комитет партии, созданный в начале этого года, собирался несколько раз и обсуждал ожидания общественности и других партий в отношении новой конституции. Большинство оппозиционных партий готовы принять новую конституцию, но они выступают за подход, который может изменить нынешнюю систему управления. Основная оппозиционная Республиканская народная партия (РНП) известна своим неприятием системы президентской республики и долгое время выступала за возвращение к прежней системе, при которой пост президента был символическим, а правительство возглавлял премьер-министр.

Daily Sabah подчеркивает, что ПСР уже давно выступает за принятие новой конституции, о чём было объявлено во время предвыборной кампании 2023 года. В декларации «Новая конституция для нового века Турции», посвящённой второму столетию Турецкой Республики, подчёркивается необходимость принятия новой конституции. «Необходимо установить конституционный порядок, основанный на человеческом достоинстве, для развития в области прав и свобод», — говорится в декларации 2023 года.

В декларации также говорится, что конституция сохранит демократические достижения, полученные за время правления Партии справедливости и развития, и обеспечит высокий уровень демократии, гарантии свобод и верховенство закона.

Правительство уже более десяти лет добивается пересмотра Конституции, которая была принята в 1982 году после военного переворота, повлекшего за собой задержание сотен тысяч людей, массовые судебные процессы, пытки и казни, которые до сих пор остаются мрачным периодом в политической истории Турции.

Зачем это нужно?

На первый взгляд, подобный разворот оверштаг выглядит странно – менее 10 лет назад, после конституционных реформ 2017 года, Турция перешла от парламентской к президентской системе, сосредоточив исполнительную власть в руках президента и его кабинета. Однако, как сообщили источники ForPost на территории Турции, логика в подобных инновациях присутствует.

По данным опросов в 2024 г., доля турок, оценивающих Эрдогана положительно, существенно снизилась с уровней эпохи попытки переворота 2016 года: сейчас около 55 % взрослого населения выражают негативное отношение к нему, тогда как позитивных оценок было всего 43 %.

Локальные опросы 2025 г. фиксируют ещё более выразительные тенденции: например, в июне 2025 г. исследование Ank-Ar Research показало, что, если бы президентские выборы прошли в тот момент, мэр Стамбула Экрем Имамоглу (в данный момент, находится в тюрьме) набрал бы около 58,6 % против 41,4 % у Эрдогана. При этом значительная часть избирателей (около 47,7 %) заявляла, что не доверяет ни одной партии в решении ключевых проблем страны.

Параллельно опросы GündemAr в сентябре 2025 г. показывали явное лидерство оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) над ПСР на уровне 35,8 % против примерно 30,9 %. В ряде случаев, популярность партии Эрдогана выше, чем самого Эрдогана.

В парламентской модели падение популярности лидера смягчается распределением ответственности по институтам — партийным фракциям, коалициям и процедурам. В президентской модели падение рейтинга напрямую отражается на восприятии системы власти в целом.

Ряд экспертов полагает, что переход от президентской республики к парламентской даст возможность стабилизировать контроль над Турцией действующему истеблишменту.