Снижение цен на социально значимые продукты сыграет на руку крупному ретейлу
Предложение Федеральной антимонопольной службы по ограничению наценки на продукты социальной значимости поможет крупным ретейлерам увеличить трафик в магазинах и консолидировать рынок. Как инициатива регулятора может стать инструментом давления на производителей и небольших конкурентов, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».
Низкие наценки станут инструментом давления
Данная инициатива вряд ли позитивно отразится на конечном потребителе, так как на социально значимые товары и без того наценка была минимальной, а в некоторых случаях они продавались практически по себестоимости ввиду того, что они образуют трафик в магазинах, сообщил изданию генеральный директор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков.
«Люди приходят в магазин в первую очередь за такими продуктами как хлеб, молоко или яйца и именно по ним граждане чаще всего сравнивают магазины. Такие товары называют маркерными, так как по ним оценивается уровень цен в магазине», — рассказывает Федяков.
Специалист считает, что ретейлеры сами заинтересованы в том, чтобы держать минимальные наценки на социально значимые продукты. Это позволит им ассоциироваться у потребителей с магазинами доступных цен и обеспечит высокий трафик.
«Давление крупных игроков на применение подобных ограничений во всех сетях поведет к консолидации рынка. Для лидеров сектора работа при невысокой наценке в порядке вещей, тогда как оборот локальных сетей торговли гораздо ниже и не позволяет осуществлять подобные действия», — констатирует Федяков.
По мнению эксперта, публичное заявление представителей бизнеса о сокращении цен позволит кампаниям требовать более выгодных условий от поставщиков. Таким образом инициатива может стать инструментом давления на производителей товаров и небольших конкурентов.
Регулятор поможет снизить стоимость продуктов
Федеральная антимонопольная служба России предложила отечественным ретейлерам ограничить наценки на продукты в рамках политики по снижению стоимости и повышению доступности социально значимых товаров.
Ведомство провело ряд совещаний с крупнейшими торговыми сетями, где обсуждались механизмы ответственного ценообразования, направленные на добровольное взятие на себя обязательств по сдерживанию стоимости основных продуктов.
Для реализации данной инициативы ретейлерам необходимо поддерживать достаточный объем товаров, которые будут отнесены к категории социально значимых и ограничить наценки на отдельные позиции.
В настоящее время ФАС рассматривает поступающие предложения от компаний. Свои варианты регулятору уже представили торговые сети «Магнит», «Дикси» и Х5 Retail Group, к которой относятся такие бренды как «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель».
Ретейлеры поддержали идею
Согласно сообщению Х5 Retail Group, бизнес установил ограничение торговой наценки во всех своих магазинах более чем на 20 социально значимых товаров, которое может сохраниться на протяжении всего 2022 года. Компания намерена поддерживать доступность продукции на уровне в 85-95%, что позволит избежать дефицита даже при повышенном спросе.
Товары участвующие в программе будут выделены специальными ценниками. Среди них можно найти овощи борщевого набора, макароны, хлеб, гречневую крупу и многое другое. В перечень вошли продукты с минимальной закупочной ценой вне зависимости от веса, сорта и упаковки. При этом, все расходы продавец намерен взять на себя.
Размер наценки на социально значимое продовольствие будет определяться в зависимости от спроса и предложения на рынке, но ее верхняя граница не сможет превысить 10%. X5 Group надеется, что в дальнейшем к разработке методики ценообразования присоединятся другие представители отрасли, а также производители и поставщики.