Казанский авиазавод совершил трудовой подвиг: годовой план по Ту-214 выполнен! Самолет собран и поднялся в небо
data-testid=»article-title» class=»content—article-header__title-3r content—article-header__withIcons-1h content—article-item-content__title-eZ content—article-item-content__unlimited-3J» itemProp=»headline»>Казанский авиазавод совершил трудовой подвиг: годовой план по Ту-214 выполнен! Самолет собран и поднялся в небоВчераВчера27884 минВ атмосфере всеобщего ликования и слез умиления Казанский авиационный завод сообщил о феноменальном успехе. На фоне диких ожиданий рынка и даже скромных планов самого Минпромторга предприятие триумфально завершило 2025 год, подняв 16 декабря в небо новый Ту-214 с номером RA-64536. Обещали самолет — получите. Это не просто победа, это — ошеломляющий успех в условиях жесточайшего импортозамещения, санкций и, как выяснилось, собственных управленческих традиций. Пока наивные обыватели ждали выполнения «скорректированных» планов КПГА (3 штуки на 2025 год), коллектив КАЗа, верный десятилетним заветам, выдал свой привычный юбилейный релиз. Стабильность — прежде всего. Давайте взглянем на Большой График, который лучше любых слов объясняет «рывок» к серийному производству, обещанному на 2028 год: * 2015-2017: По 2 самолета в год. Золотая эпоха! * 2018-2022: Плавный переход к эталонной модели «1-0-1-0». Шлифовка концепции. * 2023-2025: Закрепление прорывной формулы «0-1-1». Завод выходит В атмосфере всеобщего ликования и слез умиления Казанский авиационный завод сообщил о феноменальном успехе. На фоне диких ожиданий рынка и даже скромных планов самого Минпромторга предприятие триумфально завершило 2025 год, подняв 16 декабря в небо новый Ту-214 с номером RA-64536. Обещали самолет — получите. Это не просто победа, это — ошеломляющий успех в условиях жесточайшего импортозамещения, санкций и, как выяснилось, собственных управленческих традиций. Пока наивные обыватели ждали выполнения «скорректированных» планов КПГА (3 штуки на 2025 год), коллектив КАЗа, верный десятилетним заветам, выдал свой привычный юбилейный релиз. Стабильность — прежде всего. Давайте взглянем на Большой График, который лучше любых слов объясняет «рывок» к серийному производству, обещанному на 2028 год: * 2015-2017: По 2 самолета в год. Золотая эпоха! * 2018-2022: Плавный переход к эталонной модели «1-0-1-0». Шлифовка концепции. * 2023-2025: Закрепление прорывной формулы «0-1-1». Завод выходит …Читать далееОглавление
Показать ещё
В атмосфере всеобщего ликования и слез умиления Казанский авиационный завод сообщил о феноменальном успехе. На фоне диких ожиданий рынка и даже скромных планов самого Минпромторга предприятие триумфально завершило 2025 год, подняв 16 декабря в небо новый Ту-214 с номером RA-64536. Обещали самолет — получите.
Это не просто победа, это — ошеломляющий успех в условиях жесточайшего импортозамещения, санкций и, как выяснилось, собственных управленческих традиций. Пока наивные обыватели ждали выполнения «скорректированных» планов КПГА (3 штуки на 2025 год), коллектив КАЗа, верный десятилетним заветам, выдал свой привычный юбилейный релиз. Стабильность — прежде всего.
Анализ выдающихся достижений в динамике:
Давайте взглянем на Большой График, который лучше любых слов объясняет «рывок» к серийному производству, обещанному на 2028 год:
* 2015-2017: По 2 самолета в год. Золотая эпоха!
* 2018-2022: Плавный переход к эталонной модели «1-0-1-0». Шлифовка концепции.
* 2023-2025: Закрепление прорывной формулы «0-1-1». Завод выходит на плато эффективности.
Итого за последнее десятилетие — 11 самолетов. Такими темпами авиакомпания «ЮВТ Аэро», заключившая контракт на 4 лайнера, получит свой флот аккурат к открытию регулярных рейсов на Марс. Что, собственно, и осознала «Татнефть»-владелица авиакомпании, вежливо подавшая иск на 5.6+ млрд рублей и развернувшаяся в сторону «Суперджетов». Зачем ждать единственный в году борт, когда очередь из силовиков и госкорпораций расписана на годы вперед? Пассажирские авиалинии подождут. У них ведь нет исков в арбитраж.
Глубокое погружение в причины успеха:
Почему же завод, получивший с 2022 года более 50 миллиардов рублей на импортозамещение и модернизацию, демонстрирует такую завидную стабильность? Анализ показывает ряд блестящих стратегических решений:
1. Принцип «Одного стапеля»: Зачем нужны скучные конвейеры, как у каких-то боингов, когда есть проверенная веками технология ручной штучной сборки? Параллельная работа над двумя фюзеляжами — уже революция. Планы запустить второй стапель в 2025 году звучат как фантастика уровня Илона Маска. Чтобы делать 20 самолетов в год, нужно 4 стапеля и конвейер. Но зачем, если можно делать один и гордо отчитываться о «полной загрузке мощностей»?
2. Гениальная кадровая политика: В 2014 году, в приступе оптимизации, было ликвидировано казанское КБ Туполева — надзирающий за производством «мозг». Более 200 конструкторов предупреждали, что это приведет к технологической деградации. Их, разумеется, не послушали. Результат? А какой результат? Десятилетие «ручного управления» и брака — это же признак уникального, авторского подхода! Воссоздавать филиал КБ начали только в 2025-м. Что такое 11 лет без проектного бюро на заводе? Мелочи.
3. Импортозамещение как перформанс: В 2022 году самолет представляли как почти готовый, с долей импорта в 13-15%. После получения финансирования выяснилось, что менять нужно 45 систем. Летающая лаборатория для их испытаний поднялась в воздух лишь в конце 2024-го. Сертификация «почему-то» затянулась. Есть стойкое ощущение, что на гордо поднявшемся в небо RA-64536 стоит либо старый импорт, либо новый, но купленный втридорога по «серым» схемам. Но главное — громко заявить: «Установлено только российское оборудование!». Остальное — технические детали.
4. Реалистичное планирование: Особенно восхищает работа с «Комплексной программой развития авиационной отрасли до 2030 года (КПГА)».
Вспомним с умилением хронику великих строек:
2022 год: Обещают 115 самолётов к 2030-му. Вертикаль взлетает.
2024 год: Корректируют: в 2025-м – 4 штуки. Реализм крепчает.
Декабрь 2025-го: Готов 1 (ОДИН) самолёт. План выполнен на 25%, но душой – на все 1000%!
Это не провал. Это — высокое искусство прогнозирования, где реальность всегда бьет по нарисованным графикам. Как тонко заметил бывший управляющий директор «Туполева»: «Давались слишком радужные обещания». Браво за честность, хоть и запоздалую.
Сравнительный анализ с теми, кто делает «скучно»:
Пока в Казани оттачивают ювелирное мастерство сборки одного самолета, на Иркутском авиазаводе (МС-21) действуют по унылому, непонятному для творческих людей сценарию: закупают тяжелые фрезерные центры, автоматизируют клепку, строят цепочки кооперации и уже имеют твердый заказ на 200 лайнеров. Скукота! Где душа? Где драма ожидания? Где суды с заказчиками? Их план на 36 самолетов в год к 2030-му выглядит приземленно и непоэтично.
Ту-214 — это не просто самолет. Это символ. Символ разрыва между громкими политическими заявлениями и инженерной реальностью, между щедрым финансированием и архаичным производственным укладом, между потребностями рынка и интересами узкой группы распильщиков бюджета под соусом «патриотизма».
Завод доблестно «вернулся к своим дежурным показателям» — 1 машина в год. И пока не будет публичного разбора полетов на самом высоком уровне, пока не понесут ответственность те, кто принимал решения о ликвидации КБ и рисовал нереальные графики, эта прекрасная, летающая «одноединичка» так и останется самым дорогим и печальным памятником системной профанации в российском авиапроме.
Единственный луч надежды — Минобороны. Им «тушки» нужны. Может, они, с их дисциплиной и контролем, заставят завод работать. Но это уже будет совсем другая история. Для гражданских же авиаперевозчиков Ту-214, увы, пока остается красивой, но бесполезной мечтой, уступающей место более прозаичным, но строящимся «Суперджетам» и Ил-114.