Увольнения начались под Новый год. От кого спешат избавиться?
data-testid=»article-title» class=»content—article-header__title-3r content—article-header__withIcons-1h content—article-item-content__title-eZ content—article-item-content__unlimited-3J» itemProp=»headline»>Увольнения начались под Новый год. От кого спешат избавиться?СегодняСегодня15764 минИх считали "белой костью". Переманивали друг у друга за бешеные деньги. Но окно возможностей захлопывается. Реклама, предлагавшая стать с нуля любому стать фронтенд-разработчиком, бэкенд-разработчиком, тестировщиком и прочими не понятными обывателю словами, долго мозолила глаза. От неё нельзя было спрятаться в интернете, люди в очках на очередном мероприяти, посвященном IT и спонсируемым на деньги банка обсуждали, что без них будущего нет. Им поддакивали: «Согласен. Оно за ними!». Блестящие перспективы сулили не пекарям и сталеварам, а айтишникам. Обещали, как за пару лет заработок может вырасти с 80 тысяч до 500 000. За такие суммы можно пять-шесть лет в ВУЗе и поучиться. У отучившихся по выходц из alma mater создавалось впечатление, что они попали на Клондайк до разгара золотой лихорадки: «Золота хватит на всех!» В этом плане показателен диалог, произошедший в закрытом чате московской математической школы еще летом 2024 года. Юноша, отучившийся на бюджете на программиста в Высшей шкИх считали "белой костью". Переманивали друг у друга за бешеные деньги. Но окно возможностей захлопывается. Реклама, предлагавшая стать с нуля любому стать фронтенд-разработчиком, бэкенд-разработчиком, тестировщиком и прочими не понятными обывателю словами, долго мозолила глаза. От неё нельзя было спрятаться в интернете, люди в очках на очередном мероприяти, посвященном IT и спонсируемым на деньги банка обсуждали, что без них будущего нет. Им поддакивали: «Согласен. Оно за ними!». Блестящие перспективы сулили не пекарям и сталеварам, а айтишникам. Обещали, как за пару лет заработок может вырасти с 80 тысяч до 500 000. За такие суммы можно пять-шесть лет в ВУЗе и поучиться. У отучившихся по выходц из alma mater создавалось впечатление, что они попали на Клондайк до разгара золотой лихорадки: «Золота хватит на всех!» В этом плане показателен диалог, произошедший в закрытом чате московской математической школы еще летом 2024 года. Юноша, отучившийся на бюджете на программиста в Высшей шк…Читать далееОглавление
Показать ещё
Их считали "белой костью". Переманивали друг у друга за бешеные деньги. Но окно возможностей захлопывается.
Много умных слов и много денег
Реклама, предлагавшая стать с нуля любому стать фронтенд-разработчиком, бэкенд-разработчиком, тестировщиком и прочими не понятными обывателю словами, долго мозолила глаза.
От неё нельзя было спрятаться в интернете, люди в очках на очередном мероприяти, посвященном IT и спонсируемым на деньги банка обсуждали, что без них будущего нет. Им поддакивали: «Согласен. Оно за ними!».
Блестящие перспективы сулили не пекарям и сталеварам, а айтишникам. Обещали, как за пару лет заработок может вырасти с 80 тысяч до 500 000. За такие суммы можно пять-шесть лет в ВУЗе и поучиться.
У отучившихся по выходц из alma mater создавалось впечатление, что они попали на Клондайк до разгара золотой лихорадки: «Золота хватит на всех!»
В этом плане показателен диалог, произошедший в закрытом чате московской математической школы еще летом 2024 года.
Юноша, отучившийся на бюджете на программиста в Высшей школе экономики, интересовался, можно сразу после выпуска рассчитывать на оклад в 200 тысяч.
Ответ ему дал не абы кто, а один из ведущих специалистов по борьбе с мошенничествами в самом зеленом банке страны:
«Если без шуток, то есть джуны (программисты с опытом работы менее года. Прим.авт.), которые после хороших вузов без практики и больших знаний в конкретной сфере хотят получать 200к. Видимо, молва о зарплатах в IT-секторе вводит часть людей в сильное заблуждение.
Я в свое время на третьем курсе за 50 тысяч работал, и не жаловался»
И всё же подобные ремарки от работающих в сфере отрезвляли немногих.
И многие на полном серьезе претендовали на большие зарплаты, и со временем получали таковые.
Сидишь дома, работаешь в двух местах
Вкусив прелести пандемии, когда народ боялся лишний раз нос на улицу сунуть, программисты не спешили возвращаться в офис.
Работать за 200 -300 тысяч из дома неплохо ведь, да? Над тобой никто не стоит, и никто не может точно определить, справитесь вы с поставленной задачей за 40 минут или вам на неё потребуется полдня.
Самые ушлые удаленщики, поняв, что в рабочем дне 9 часов, а реально ты трудишься часа четыре, сочетали основную работу и подработки. И вот вместо 200 тысяч у тебя в месяц выходит уже 275, а, может, и больше, если ты сумеешь договориться.
Вакансий меньше, соискателей больше
Рынок рос, зарплаты тоже, люди с опытом выторговывали себе хорошие условия. А потом наступил 2025-й год, и выяснилось, что денег на всех не хватит.
Более того, оказалось, что развитие искуственного интеллекта, угроза больше для программистских низов, чем для представителей гуманитарных профессий.
Глядя, как цифровая пасть жадно подъедает низ программистской пирамиды забеспокоились и спецы уровнем повыше, привыкшие в сытые годы заявлять время от времени в пятницу:
«Что настроения работать как-то нет».
Увы, были и такие, ведь к хорошему быстро привыкаешь. Отвыкать придется быстро.
Крупные компании посчитали расходы на этих «трудяг», поняли, что утечки мозгов не случилось , а штаты раздуты.
Откуда увольняют айтишников
Вот и потянулись стройными рядами разработчики в офис. На встречу с начальством и кадровиком.
Там сообщали, что выход есть. На биржу труда.
В середине декабря крупная каршеринговая компания "Делимобиль", подтвердил сокращения и высказал желание автоматизировать многие процессы.
Сообщается о массовых увольнениях айтишников из крупного сервиса доставки еды, принадлежащего самому зеленому банку.
Части сотрудников предлагают взять три оклада и уволиться по соглашению сторон. И это еще щедро. В некоторых компаниях, как оказалось, и платить нечем. А кое-где есть долги.
О том, что неладно все в сфере говорит и статистика обращений в «Профсоюз работников IT”.
В сентябре к её специалистам поступило 50 обращений, в октябре — более 100, в ноябре — 58.
35 из 58 ноябрьских обращений посвящены либо принуждению к увольнению, либо состоявшемуся увольнению. И речь идет отнюдь не только о сокращении в штатах образовательных онлайн-проектов, расплодившихся, как кандидаты наук в 90-е,но и в крупной сети спорттоваров, у которой магазинов по всей России 450 штук
Вот тебе и чёрные будни "белой кости".
Где сейчас деньги?
И кто же сейчас в фаворе? Похоже, стихотворение Маяковского «Кем быть» не потеряло актуальности.
- 16 декабря сообщалось, что зарплаты сварщиков пятого–шестого разряда достигли 300 тысяч рублей. Понятно, что речь идет о высшем разряде, но так никто не мешает идти к нему год за годом.

- Опытные повара в ресторанах в двух столицах могут рассчитывать на суммы в 150-200 тысяч (вспомнили выпускника, который хотел сразу 200 тыщ?) . И речь не идет о заведениях, где готовится что-то запредельно сложное.
- Сайт по подбору вакансий подсчитал, что зарплаты курьеров, доставляющих еду,в больших городах составляет 146 тысяч рублей.
- «Ведомости» сообщали, что средняя зарплата в сфере строительства в этому году выросла до 175 тысяч рублей. При этом еще в прошлом году эта сфера был лидером по увеличению оплаты труда, опередив IT-отрасль.
- Медианная зарплата рабочего в Петербурге составляет 94 тыячи рублей. Это, конечно, не сотни тысяч в месяц в айти, но тоже хлеб.