Евросоюз может обижаться только на себя
Власти Евросоюза опять продлили антироссийские экономические санкции на шесть месяцев, то есть до 31 июля 2022 года. Решение было принято (как обычно единогласно) ещё 17 декабря, но сообщить об этом посчитали нужным только на днях.
Комментируя продолжение санкционной войны, глава Евросовета Шарль Мишель пригрозил России новыми рестрикциями с «серьезными последствиями», если вдруг та решится вторгнуться на Украину. В общем, ничего нового.
И об этом, ставшем уже рутиной, продлении санкций, наверное, не стоило бы даже вспоминать, если бы не одно «но»: верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель на этой неделе в очередной раз посетовал, де Москва всячески игнорирует ЕС и вообще не желает обсуждать с Союзом будущую архитектуру европейской безопасности.
Ну что на это сказать? Да то же самое, что ответил на эти претензии на сегодняшней пресс-конференции в МИДе глава российского дипкорпуса Сергей Лавров:
«Говоря о возможности отдельного диалога с Евросоюзом, независимого от США и НАТО, кроме всего прочего, это надо спрашивать у США и НАТО, разрешат ли они Евросоюзу какие-либо самостоятельные действия». Ни убавить, ни прибавить.
Много лет тому назад у меня была интересная дискуссия с руководителем одной крупной европейской компании, занимавшейся строительством нефтеналивных терминалов и сетей АЗС. Как сейчас помню, этот этнический поляк, с рождения проживавший в Австрии, долго и настойчиво пытался убедить меня, что ЕС – это не политическое объединение, что у него нет никаких международных амбиций, кроме желания укрепить экономические связи европейских стран и улучшить жизнь простых европейцев, подарив им пространство возможностей без границ и ограничений.
Я же ещё тогда (а дело было в 2006 году) придерживался не столь радужной для Евросоюза точки зрения, отчётливо наблюдая у европейских политиков амбиции стать одним из мировых центров силы. Вот только с самого начала было понятно, что для реализации подобных планов объединённой Европе не достаёт субъектности, не хватает воли отцепиться от короткого поводка Соединённых Штатов и выйти, наконец, из их тени. Нет этого и сегодня.
Принимая в 2014 году под нажимом из Вашингтона решение о введении антироссийских санкций, европейские политики прекрасно понимали, чем это аукнется самой Европе, и всё же пошли на такой шаг. Конечно, можно утверждать, что никто из них не предполагал столь долгосрочного санкционного противостояния и все надеялись на гибкость и податливость Москвы, которые она должна была (согласно их плану) проявить под нажимом Запада, но кто ж тому виной, что они плохо усвоили уроки истории и ничего, по сути, не понимают про «этих русских».
Тем не менее, ещё год тому назад дотошные немцы, предпочитающие, как известно , порядок во всём, задались вопросом, а во сколько обходится странам Европы русофобская политика Евросоюза. В результате, по данным торгово-промышленной палаты (ТПП) Дюссельдорфа получилось, что каждый год ЕС теряет от санкций 21 миллиард евро. Как констатировали готовившие этот обзор аналитики, санкционный режим оказался невыгодным для всех игроков.
«Санкции в отношении России ежегодно обходятся экономике Германии в €5,45 млрд. Для Европейского союза затраты составляют €21 млрд», — заявил управляющий директор торгово-промышленной палаты Грегор Бергхаузен.
Говоря о конкретных отраслях европейской экономики, наиболее пострадавших от режима ограничений, эксперты ТПП назвали обрабатывающую промышленность, машиностроение, автомобилестроение и химическую промышленность. В частности, как уточняется в документе, в случае отмены санкций, экспорт той же Германии в Россию мог бы вырасти более чем на 15%.
А если учесть, что летом прошлого года в Европе начался ещё и энергетический кризис, спровоцированный в том числе упорным сопротивлением руководящих органов Евросоюза сначала строительству нового газопровода «Северный поток-2», а сейчас и его запуску, что повлекло скачкообразный рост цен на природный газ на европейских спотовых рынках, то вышеназванная сумма убытков уже значительно увеличилась.
Но не рост цен беспокоит Брюссель, а невозможность помешать запуску СП-2. Уже упомянутый мною главный дипломат Евросоюза господин Боррель с сожалением отметил, что «Северный поток – 2» закончен и ждет утверждения регуляторов — немецкого и европейского, — которые определят, может ли этот инфраструктурный проект работать внутри системы поставок газа в ЕС. Институты ЕС не могут запретить строительство инфраструктуры в соответствии с правилами».
В то же время, по мнению Лисандры Флах, руководителя центра Института экономических исследований, проводившего анализ по заказу торгово-промышленной палаты Дюссельдорфа, «от отмены санкций выиграют все участники этого процесса, все федеральные земли Германии получат экономическую выгоду, особенно восточные немцы».
Но главарям Евросоюза мнение экономистов не указ. Они продолжают двигаться в фарватере внешней политики Вашингтона, на ходу выполняя все его прихоти, и даже больше. Войдя в русофобский раж, Евросоюз идёт на сознательную конфронтацию с Россией даже там, где это, казалось бы, совсем не нужно и даже контрпродуктивно. Как пример достаточно вспомнить эпопею с сертификацией российской вакцины от коронавируса «Спутник V» в соответствующих европейских инстанциях.
Ну хорошо, сам фактический отказ признавать русскую вакцину ещё можно объяснить торговой войной и желанием не допустить конкурента на фармакологический рынок Европы. Но почему даже на предложение президента России Владимира Путина о взаимном признании сертификатов о вакцинации в Брюсселе ответили категорическим отказом? В этом нет логики, кроме логики противостояния и даже войны.
Да-да, именно войны, поскольку постоянную риторику европейских парламентариев никак иначе воспринимать не получается. А о том, что и ПАСЕ, и Европарламент давно уже превратились в типографию по штамповке русофобских пасквилей и постановлений, не говорит только ленивый. Так, ещё в апреле прошлого года европарламентарии выступили с инициативой по отключению Российской Федерации от системы платежей SWIFT, отказа от закупки у России нефти и газа и введения персональных санкций против руководства РФ. С тех пор ничего не изменилось.
И после всего этого политики Евросоюза удивляются, что у нас нет никакого желания иметь с ними дело. Нет уж, если у ЕС и есть причины обижаться на то, что Россия не хочет вести с ними диалог и выводит их за скобки переговоров, как объект, а не субъект международной политики (как ту же Украину), то виноват в это сам Евросоюз. И пока его восточная политика не изменится, ждать другого отношения от Москвы бессмысленно.