Как советская «золотая рыбка» чуть «до смерти» не загоняла авианосец США. Ровно 55 лет назад АПЛ проекта 661 поставила уникальный рекорд.
data-testid=»article-title» class=»content—article-header__title-3r content—article-header__withIcons-1h content—article-item-content__title-eZ content—article-item-content__unlimited-3J» itemProp=»headline»>Как советская "золотая рыбка" чуть "до смерти" не загоняла авианосец США. Ровно 55 лет назад АПЛ проекта 661 поставила уникальный рекорд.ВчераВчера4144 минВ начале семидесятых годов Советский Союз гигантским напряжением сил и средств достиг наконец ядерного партита с Соединенными Штатами. Теперь перед сторонами маячила прямая перспектива взаимного уничтожения, и этот факт, как не парадоксально, привел к некоторой разрядке на политическом фронте. Но военные обеих Сверхдержав продолжали действовать друг против друга, не снижая накала. И в прямых военных действиях, как советские зенитчики во Вьетнаме, и по всему миру. В том числе и в мировом океане, где долгое время американцам не было равных. Характерным эпизодом того времени стала история советской лодки проекта 661 "Анчар". Её неформальное название — "Золотая рыбка". Ни до, ни после в Союзе столь дорогих во всех смыслах кораблей не строили. Но, как демонстратор технологий, она оказалась полностью оправдана. И не в одном этом качестве. Понятно, что АПЛ с крылатыми ракетами, это не только боевая единица, но и геополитический козырь в условиях биполярного мира. И советское военно-морское кВ начале семидесятых годов Советский Союз гигантским напряжением сил и средств достиг наконец ядерного партита с Соединенными Штатами. Теперь перед сторонами маячила прямая перспектива взаимного уничтожения, и этот факт, как не парадоксально, привел к некоторой разрядке на политическом фронте. Но военные обеих Сверхдержав продолжали действовать друг против друга, не снижая накала. И в прямых военных действиях, как советские зенитчики во Вьетнаме, и по всему миру. В том числе и в мировом океане, где долгое время американцам не было равных. Характерным эпизодом того времени стала история советской лодки проекта 661 "Анчар". Её неформальное название — "Золотая рыбка". Ни до, ни после в Союзе столь дорогих во всех смыслах кораблей не строили. Но, как демонстратор технологий, она оказалась полностью оправдана. И не в одном этом качестве. Понятно, что АПЛ с крылатыми ракетами, это не только боевая единица, но и геополитический козырь в условиях биполярного мира. И советское военно-морское к…Читать далее
Строительство АПЛ K-162 проекта 661 "Анчар" серьезно повлияло на баланс сил в мировом океане в начале 70-х годов. Она была не только самой быстрой, но и первой с титановым корпусом и первым носителем крылатых ПКР "Аметист" с подводным стартом. Фото ТАСССтроительство АПЛ K-162 проекта 661 "Анчар" серьезно повлияло на баланс сил в мировом океане в начале 70-х годов. Она была не только самой быстрой, но и первой с титановым корпусом и первым носителем крылатых ПКР "Аметист" с подводным стартом. Фото ТАСС
В начале семидесятых годов Советский Союз гигантским напряжением сил и средств достиг наконец ядерного партита с Соединенными Штатами. Теперь перед сторонами маячила прямая перспектива взаимного уничтожения, и этот факт, как не парадоксально, привел к некоторой разрядке на политическом фронте. Но военные обеих Сверхдержав продолжали действовать друг против друга, не снижая накала. И в прямых военных действиях, как советские зенитчики во Вьетнаме, и по всему миру. В том числе и в мировом океане, где долгое время американцам не было равных.
Характерным эпизодом того времени стала история советской лодки проекта 661 "Анчар". Её неформальное название — "Золотая рыбка". Ни до, ни после в Союзе столь дорогих во всех смыслах кораблей не строили. Но, как демонстратор технологий, она оказалась полностью оправдана. И не в одном этом качестве. Понятно, что АПЛ с крылатыми ракетами, это не только боевая единица, но и геополитический козырь в условиях биполярного мира. И советское военно-морское командование нашло хороший повод его умело предъявить. Причем, в первой же автономке "золотой рыбки".
Лодка передвигалась под водой быстрее большинства надводных кораблей ВМС США. Из-за неё были списаны американские торпеды Мк.37 которые нашу АПЛ просто не могли догнать. Фото МО РФ Лодка передвигалась под водой быстрее большинства надводных кораблей ВМС США. Из-за неё были списаны американские торпеды Мк.37 которые нашу АПЛ просто не могли догнать. Фото МО РФ
В конце сентября 1971 года АПЛ, зачисленная в списки кораблей как K-162, начала свой первый большой поход, и практически сразу оправдала все потраченные на неё Союзом гигантские средства. Основной боевой маршрут АПЛ, незадолго до этого (19 декабря 1970 года) поставившей мировой рекорд скорости для любых подводных лодок в 44,7 узлов (82,78 кмч), проходил от Гренландии до Восточного побережья Южной Америки. Где-то в середине пути, их маршруты пересеклись с "суперавианосцем" USS Saratoga, вторым из кораблей класса Forrestal, возращавшейся с больших натовских маневров в Северном море. В США этот случай вспоминают только частным порядком. Но офицеры в интервью описывали встречу с советской субмариной, как один из наиболее напряженных эпизодов своей карьеры, хотя "Саратога" принимала участи и во Вьетнамской войне, и в событиях на Ближнем Востоке. Как вспоминал один из старших помощников авианосца капитан Джим Ллойд:
"Русские шумели так, словно это был подводный паровоз, а не атомная лодка. Но шум оказался крайне неприятным и загадочным. Субмарина оказывалась то впереди, то позади нас, словно кружа и выбирая лучший ракурс для атаки. Порой казалось что их действует целая стая. Иногда она замирала, и в этот момент мы понимали, что по нам идут учебные пуски. Но самое неприятное, что даже набрав максимальную скорость, мы никак не могли сбросить её и всё время она оказывалась впереди. До этого с нами не случалось ничего подобного".
USS Saratoga (CV-60) считался суперавианосцем59 650 тонн,, кораблем с опережающими для своего времени характеристиками. Но встреча с "золотой рыбкой" показала уязвимость таких огромных кораблей перед скоростными АПЛ "убийцами авианосцев". Фото ВМС СШАUSS Saratoga (CV-60) считался суперавианосцем59 650 тонн,, кораблем с опережающими для своего времени характеристиками. Но встреча с "золотой рыбкой" показала уязвимость таких огромных кораблей перед скоростными АПЛ "убийцами авианосцев". Фото ВМС США
Как сообщали потом историки Северного флота, лодка испытала на Саратоге не только успешные пуски торпед, но и крылатые ракеты П-70 "Аметист", первые в мире, с так называемым "мокрым" подводным стартом. К-162 преследовала "Саратогу" несколько часов, и за это время получила неоценимый опыт борьбы с так называемой "Стратегией реалистичного устрашения" США, принятой всего за год до этого инцидента. Кроме того, на ней были испытаны технологии, ставшие основой быстроходных лодок типа "Барракуда" и других многоцелевых кораблей третьего поколения.
Наследником "Анчара" по прямой стала титановая "Барракуда", с которой началось третье поколение наших ударных АПЛ. Фото МО РФНаследником "Анчара" по прямой стала титановая "Барракуда", с которой началось третье поколение наших ударных АПЛ. Фото МО РФ
В США тоже живо отреагировали на появление титановой "золотой рыбки". Наличие такой лодки в составе ВМФ СССР заставило американцев серьезно пересмотреть все новейшие доктрины и заняться разработкой массовых "лодок-убийц" для отражения атак советских стремительных "убийц авианосцев". Их былое преимущество в военно-морских силах впервые подверглось целому ряду испытаний, которые вылились в безудержную гонку вооружений на море.
Уважаемые друзья и читатели. Ваша помощь последнее, что дает нам возможность и силы вести канал. Дзен перекрыл нам доступ к массовому читателю, средства от рекламы больше не поступают. Помочь "Зеленому краю" можно по данной ссылке, либо по номеру карты в комментариях, за что отдельная благодарность. Без вас канала не будет, и это может произойти очень скоро. Увы. Просим вас о помощи! Сердечно благодарим всех, кто откликнулся. Спасибо! Мы по-прежнему будем стараться выходить, несмотря ни на что, но ситуация реально критическая. Ваш "Зеленый край", пока ещё живой. Ждем не только тут, но и на ТГ-канале.