Автоиндустрия массово отказывается от электромобилей

Ford объявил, что откажется от нескольких моделей электромобилей и спишет $19,5 млрд активов, связанных с их производством. Это стало крупнейшим отказом от электромобилей в отрасли с тех пор, как масштабные изменения в автомобильной политике, предложенные президентом США Дональдом Трампом, привели к снижению спроса на них.
При этом последние 5 лет гендиректор Ford Джим Фарли убеждал сотрудников и инвесторов в том, что борьба за лидерство с Tesla и ведущими китайскими производителями электромобилей равносильна борьбе за выживание. Однако показав за последние 2 года убыток в $13 млрд только по направлению аккумуляторных авто, Фарли сменил риторику и теперь утверждает, что путь к выживанию лежит через отказ от этих убыточных моделей.
«Мы не можем выделять деньги на то, что не принесет прибыли. Как бы мне ни нравились эти продукты, покупатели в США не собирались за них платить. На этом все и закончилось», — заявил глава компании.
После того, как Трамп лишил производство электромобилей субсидий и ослабил ограничения на выбросы выхлопных газов, производство резко стало убыточным и ненужным большим корпорациям.
Рынок автомобилей давно находится в кризисе. Есть один бренд — Tesla, который забрал себе большую часть продаж. Другой бренд, традиционно ассоциирующиеся с ДВС, потеснить его не в силах, особенно на фоне падения общего спроса.
На вопрос о том, какие факторы в наибольшей степени повлияли на массовый переход от электромобилей к другим видам транспорта — от снижения потребительского интереса к электромобилям до изменений в политике Трампа — Фарли ответил, что сложно выделить какой-то один из них.
«Дело не в чем-то одном. На самом деле это совокупность всех факторов», — заявил глава Ford.
Итого в сухом остатке компании придется списать $19,5 млрд активов, связанных с производством электромобилей (EV). Это ухудшит финансовый результат Ford, снизит балансовую стоимость компании, а так же ударит по показателям рентабельности и ROIC. Помимо прямых затрат, корпорация может столкнуться со штрафами по неисполненным контрактам, выплатами компенсаций контр-агентам, необходимостью оплачивать расходы на перепрофилирование заводов, которые затачивались под производство EV, а так же с расходами, связанными с увольнением персонала.
Впрочем, у Ford не все так плохо, как может показаться на первый взгляд: компания добилась заметных успехов в производстве гибридных автомобилей и аккумуляторов для них, поэтому отказ от чистых «электричек» — это скорее коррекция курса, а не отказ от электротяги как таковой.
В конечном итоге Ford потратил почти $20 млрд, чтобы на собственном опыте выяснить простую истину: электромобиль — это не идеология, а товар. Пока политики и популисты рисовали «зеленое будущее», покупатели предпочли старый добрый пикап, который едет дальше, заправляется быстрее, не требует поддержки от государства в виде субсидий и остается востребованным на вторичном рынке.
В итоге Ford сделал то, что редко делают корпорации — публично признал, что рынок оказался сильнее лозунгов. Решение обошлось компании дорого. Очень дорого. Однако в конечном итоге это оказалось гораздо дешевле, чем продолжать делать хорошую мину при плохой игре и продолжать тратить ресурсы на проект, который оказался неинтересен потребителю