Об особенностях украинского прогнозирования

Об особенностях украинского прогнозирования
Сегодня мне хотелось бы поведать читателю об особенностях украинского прогнозирования, причём неважно, относится ли автор прогноза к «настоящим» и «уважаемым» экспертам или он абсолютно упоротый персонаж. У всех экспертов и прочих украинских предсказателей при построении прогноза без всякого анализа и разбора с лёгкостью просматривается общая механика «конструирования» этих самых прогнозов.

Заключается это вот в чём: какое-то событие, имеющее огромную степень влияния на конечный результат прогноза, подаётся как уже предрешённое, причём в пользу Украины.

Для наглядности рванём с места в карьер и разберём несколько примеров.

Пример первый. Неоднократно уважаемый и авторитетный в украинском инфополе эксперт Валентин Землянский заявлял о том, что «Нафтогаз» мог бы, поскольку согласно подписанным договорам является агентом «Газпрома», не сидеть сложа руки, а искать клиентов в Европе и склонять их к подаче заявки получения газа через территорию Украины.

А когда это произойдёт, то есть когда «Нафтогаз» найдёт клиентов, то спокойно может идти к Германии и просить у неё два миллиарда долларов (или евро?) на реконструкцию украинской ГТС.

Но в самом в этом утверждении или прогнозе аж целых два фактора-события подаются как практически заранее предрешённые в пользу Украины.

Во-первых, много ли будет крупных игроков, то есть энергетических компаний Старой Европы, которые согласятся прокачивать ощутимые с точки зрения украинской ГТС объёмы через Украину? Что-то я сомневаюсь: даже маленькие страны типа Венгрии стараются через незалэжную получать только часть заявленных объёмов и вовсю отбрыкиваются от неадекватов из «Нафтогаза» и ОГТСУ, чего уж говорить о крупных европейских энергетических компаниях, которые, кстати, вместе с Россией ударными темпами строили обходные газопроводы!

Но меня больше всего позабавил второй фактор, который подаётся как заранее предрешённое в пользу Украины событие.

Поэтому, во-вторых: с чего кто-то вдруг решил, что Германия прямо-таки ждёт украинских ходоков, чтобы вручить им два миллиарда долларов или евро? Ага, немцы прямо-таки разбежались финансировать украинскую финансовую воронку под названием «Нафтогаз», что аж волосы назад!

Простите, а где логика? Допустим, что украинская сторона с большими трудами выбила дополнительные объёмы прокачки через свою территорию. И что они скажут европейцам, в том числе и немцам, после утомительных переговоров? А теперь отсыпьте нам два миллиарда условных единиц, чтобы всё было по красоте? Хотел бы я лицезреть выражение лиц немецких энергетических бонз в этот самый момент, скажу я вам! Сначала ложку с тарелкой одолжите, да ещё и супчика (или борщика) туда не забудьте плеснуть, да не скупитесь!

Но одних моих эмоций мало, дорогие читатели, поэтому перехожу к контрпримерам.

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что европейские энергетики ― ребята весьма прижимистые и переговорщики трудные.

Возьмите хотя бы строительство «Северного потока ― 2». Изначальная сумма вложений с европейской стороны равнялась 4,5 миллиарда евро, потом достигла 4,75 миллиарда. Официально СП-2 обошёлся в 9,5 миллиарда евро. Конечные фактические затраты ещё предстоит подсчитать, и они будут намного больше официально объявленных, но нас-то как раз интересует начальный этап финансирования.

Сколько участников в СП-2 с европейской стороны? Пять, Карл! Это Engie (Франция), OMV (Австрия), Shell (Англия и Нидерланды), Uniper (Германия) и Wintershall DEA (Германия). Кроме того, собственниками Shell являются несколько банков и крупнейших в мире инвестиционных компаний, как то: Black Rock, Franklin Templeton и J.P. Morgan.

То есть прижимистые ребята соображали сумму в 4,5 миллиарда не на пятерых, а, скорее всего, примерно на десятерых, пусть и наверняка и не в равных долях. Участие капитала американских инвесторов косвенно доказывает тот факт, что в США существует мощное финансовое лобби, которое наряду с политическим лобби команды Байдена ратует за прекращение санкционной политики в адрес СП-2.

А я напомню, что Россия к тому же владелец ресурса, то есть газа, а что есть Украина? Ненадёжный транзитёр в статусе сбитого лётчика, который, не обладая никакими ресурсами, тем не менее рассчитывает на чуть менее половины официальной суммы, которую европейцы относительно недавно инвестировали в СП-2. Да уж, красиво жить не запретишь.

Есть и ещё один контраргумент: Россия наряду с западными партнёрами в равных долях финансировала СП-2. Поэтому вот вам информация к размышлению: неважно строительство это или реконструкция, западные игроки стараются финансировать подобные проекты наряду с местными властями или заинтересованными юридическими лицами.

Посмотрите их карту инвестиций по всему бывшему СССР: освоение месторождений в России, Казахстане, Азербайджане и много где ещё производилось при участии местного капитала. Да, согласен, сливки западники любят снимать сами, обделяя туземцев. И где могут, стараются именно так и делать. Но чтобы Запад пришёл и самолично всё профинансировал, чтобы сделать местным хорошо, это что-то из ряда вон выходящее. Поэтому немцы могут потребовать ровно таких же вложений в украинский «прожект» со стороны «Нафтогаза». Но это даже не самое главное.

Хочу задать следующий вопрос: под что? Под что Украина просит два миллиарда евро на реконструкцию, как она их будет отдавать? Если это кредит, то извольте составить график платежей. И это при том, что плата за тот мизерный транзит, что останется Украине, будет, несомненно, снижена до уровня СП-1 и СП-2 как минимум. Российскую сторону тоже заинтересовать надо, не будем об этом забывать.

Частичное участие в управлении украинской ГТС немцев не заинтересует, поскольку хитрожёлтость украинской стороны немцам хорошо известна. Украинцы, заполучив денежки, постараются рулить, как и ранее, сами, придав немецкому участию чисто декоративный характер.

Вот если передать немцам магистральные газопроводы, отдельно от всей ГТС, полностью в управление, то тогда, возможно, немцев и можно будет заинтересовать. Но на это не пойдёт уже украинская сторона.

Выплаты за счёт транзита? Это когда выплаты по транзитному договору в течение нескольких лет полностью или частично уходят немцам? Сложно представить, учитывая украинские реалии. Или так: Украина вообще не берёт с россиян плату за транзит, а немцы, соответственно, получают газ по более низкой цене в течение нескольких лет. Маловероятно, больно сложна конструкция, да и от денег за транзит украинская сторона вряд ли откажется. Вопрос «под что?», как видим, остаётся открытым.

Следующий пример тоже из области энергетики. Несколько постоянных гостей одного из условно оппозиционных украинских каналов непрерывно твердят о прямом контракте с «Газпромом» как возможности получать газ по беспрецедентно низким ценам. Запевалой здесь обычно выступает Нестор Шуфрич. Цена 120 с хвостиком долларов за тысячу кубометров газа, как для Белоруссии, конечно, не озвучивается, но как заранее предрешённый факт озвучивается цена в 175 долларов. Простите, а с какой радости-то?

Белоруссия всё-таки входит в ЕврАзЭС, ОДКБ и находится с Россией в одном Союзном государстве, пусть и по большей части формально. Также наличествует целый ворох давно согласованных и подписанных межгосударственных соглашений. А что Украина? А она находится в списке недружественных России государств.

Но это наивных украинских политиков и горе-прогнозистов не смущает: они призывают не смешивать политические разногласия и экономику. Дескать, можно снимать экономические сливки, находясь и не в совсем дружественных отношениях с Россией. Да! Заявляют это прямым текстом с экранов! Украинским говорунам, видимо, про тесную взаимосвязь политики и экономики никто не рассказывал.

Надо бы им подсказать, что прозападная Молдова, у которой всё-таки отношения с Москвой на порядок лучше, чем у Украины, тоже захотела отделить политику от экономики и получила «справедливую» цену на газ, правда, в несколько раз выше белорусской. Мало того, Германия на данный момент, несмотря на общие энергетические проекты с Москвой, даже близко не имеет такой цены по прямым контрактам, как Белоруссия.

И цены по прямым контрактам для Германии из месяца в месяц растут, поскольку спотовые цены сдуваться ну никак не желают. На момент 17 декабря, когда цена на споте прочно укрепилась на отметке в 1,7 тыс. долларов за тысячу кубометров, немецкие энергетические компании покупали газ у России за 350 долларов за тысячу кубометров. И это не предел, цены по прямым контрактам, даже если спот сейчас сдуется, будут повышаться ещё как минимум шесть месяцев, поскольку именно такой временной лаг ценовой реакции закреплён в договоре.

Кто-нибудь объясните украинским политикам и экспертам, что фиксированная цена, как в случае с Белоруссией, и цена, обусловленная прямым контрактом, это не одно и то же! А фиксированная НИЗКАЯ цена Украине не светит ни при каких обстоятельствах.

Следующий пример из области геополитики.

Многими украинскими политиками и экспертами в последнее время довольно часто высказывается мысль, что Пекин мог бы выступить посредником между Россией и Украиной и посодействовать заключению прямых газовых контрактов, а заодно решить проблему Крыма и Донбасса. Естественно, подаётся это так, что Пекин априори будет содействовать положительному для Украины разрешению вопроса.

Ну, должен сказать, что по поводу Крыма и Донбасса это вообще смех и грех. С чего бы Китаю, который готовится войти в прямую конфронтацию с США, злить своего основного военно-политического союзника ― Россию? И ради кого? Ради Украины, с которой он судится и выставил счёт в 4,6 миллиарда долларов? Мне здесь больше добавить нечего.

В энергетическом аспекте для Киева всё обстоит намного хуже. Учитывая газовую рокировку России, которая предполагает приоритет Юго-Восточной Азии в плане поставок энергоресурсов в ближайшей исторической перспективе, сказать, что украинцы плетут чушь, это значит ничего не сказать.

Китай сейчас, как никогда, заинтересован в российском угле и газе, поэтому для Пекина чем меньше Россия поставляет газа в Европу, тем лучше. В плане поставок энергетики Пекин не то что не является хоть каким-то союзником Украины, он является прямым её конкурентом. И борьба между Европой и Азией будет идти не за десять или двадцать, а буквально за каждый миллиард кубометров российского газа. А Россия будет извлекать из этого выгоду, пока это будет возможно.

Я утверждаю и буду утверждать, что китайцы не будут содействовать Киеву ни в заключении прямого договора, ни в выбивании ощутимых транзитных объёмов, как об этом мриють украинские эксперты и политики.

В одном из своих предновогодних интервью, в котором он также упоминал про помощь Пекина Украине, украинский эксперт Валентин Землянский и ответил на вопрос, отчего по Украине в экспертной среде гуляет такой голимый оптимизм. Дескать, граждане, дабы не упасть духом, надеются на всё лучшее и смотрят в будущее с огромными надеждами. Своеобразная защитная реакция.

Да, такое свойственно любому народу, но, простите, такое могут позволить себе простые обыватели, но никак не эксперты и политики. Способность рассматривать негативные варианты развития событий даёт возможность правильно поставить диагноз и оценить текущую ситуацию. А ожидать, что обстоятельства сами собой сложатся в твою пользу или кто-нибудь большой и сильный обязательно тебе поможет, попросту некомпетентно.

Ждали, что в 2014 году американцы передадут Украине десятки самолётов F-22 «Раптор» и F-35? Ну, ждали же! А где пара сотен «Абрамсов»?

И ведь ждали и ждут до последнего, что Европа и Америка для них какие-то транзитные объёмы выбьют, в НАТО возьмут, в ЕС примут и огромную кучу денег дадут, заводы по производству водорода им бесплатно построят и много чего ещё.

Кстати, а где обещанный миллиард евро на развитие производства водорода? Восемь месяцев назад обещали, и где всё?

На Украину надвигаются серьёзный энергетический, экономический и продовольственный кризисы. Про политический я уже молчу. И если не принять хоть какие-то меры, то пушистый северный зверёк, сверкая своими глазками-бусинками, усядется на украинское крылечко уже к концу следующей осени. И сразу станет видно, кто кому доктор.

Анатолий Урсида