Состояние и переспективы развития ВВС Украины
Украинские ВВС в настоящее время находятся, мягко скажем, не в лучшем состоянии. Этим вопросом озаботились в 2020 году и разработали программу «Візії Повітряних Сил 2035» («Видение Воздушных сил 2035»).
Рассказывать о ней не буду. Ознакомится с кратким пересказом о ней можно по ссылке. Материал украинского издания Defense Express https://defence-ua.com/army_and_war/povitrjani_sili_zs_ukrajini_budut_zakupati_bagatotsilovi_vinischuvachi-770.html
В настоящее время на вооружении ВВС Украины стоит бывшая советская техника. По данным из СМИ это примерно 26 штук СУ 27, 16 МИГ 29, 13 СУ 25 и 12 СУ 24М. За все время модернизацию прошли 1 СУ 25 и 1 СУ27. Остальные самолеты проходили только плановые ремонты и обслуживание.
При развале СССР Украине отошли немалое число боевой авиации. Это было примерно 2800 единиц техники. За 30 лет независимости Украина пустила под нож большое количество военной техники. У них просто не хватало денег на ее содержание. Часть самолетов было продано, в частности несколько ТУ 160 выкупила Россия.
План модернизации ВВС Украины рассчитан до 2035 года и имеет 3 этапа реализации. Он должен охватить все виды авиации. Поговорим только о развитии боевой пилотируемой авиации.
По планам Киевских властей на закупку боевых самолетов должно пойти примерно 200 млрд гривен в ценах 2020 года. Не секрет, что гривна, как и рубль имеют свойство девальвироваться каждый год. При этом не нужно забывать, что стоимость евро или доллара так же падает ежегодна. При этом из-за пандемии Коронавируса этот процесс усилился в последние годы.
Какие самолеты хотелось бы закупить бравым украинским хлопцам? Для экономии средств хотят закупить одну модель тактического истребителя Западного образца. Украинцы планировали купить шведский JAS 39E/F (это самый дешевый экземпляр), американские F-15EX, F-16V или F/A-18 E/F (последних модификаций). Свое плечо решил подставить и президент Франции Макрон, предложив Украине свои истребители "Рафаль". Франция для закупки своей авиатехники предлагает даже выгодные условия, она может предложить некие кредитные гарантии и даже уже зарезервировало под это какие то деньги.
Из всех рассматриваемых вариантов наиболее доступными являются шведские самолеты стоимостью менее 90 миллионов евро за штуку. Самые дорогие это "Рафаль" и F-15 EX. При плане закупки в 72-108 штук это призрачные планы. На указанную сумму, можно закупить 48 самолетов шведского производства. Что явно не соответствует планам украинского командования.
Самая главная проблема где взять бабки. Бюджет МО Украины на 2021 год составлял примерно 260,1 млрд гривен (в ценах 2020 года), курс гривны 27 за доллар. В настоящее время курс составляет 27,5 гривны за доллар.
Согласно данного плана в 2021-2022 годов должен быть выбран один самолет и должен пройти тендер на закупку 6-12 первых экземпляров авиатехники с целью всестороннего изучения и оценки возможной эксплуатации. Этот этап должен пройти до 2025 года. В завершающий этап, после положительного принятия решения Украина должна закупить самолеты, малыми партиями до 2035 года. При этом в среднем она должна тратить на их закупку ежегодно не менее 21 млрд гривен (в ценах 2020 года) и закупать 7-10 самолетов.
Как говориться, мечтать не вредно. Хорошо если самолет оправдает надежды чиновников из ВВС Украины? А если нет? Программу начинать по новой? Куда девать самолеты, которые были закуплены для изучения возможностей ее эксплуатации в условиях Украины?
При реализации данной программы есть еще ряд проблем. Эксперт по военной авиации Том Купер (Tom Cooper) рассказал изданию «Форбс»:
«Чтобы создать на Украине классические военно-воздушные силы… потребуется полностью перестроить местную инфраструктуру материально-технического обеспечения, заново обучить весь личный состав, вырастить совершенно новое поколение летчиков с самого низа и доверху, включая командование. А затем уйдут годы на поставку всех самолетов. И даже тогда эти самолеты надо будет приводить в соответствие с современными технологиями, оснащать их современным оружием и системами связи, а затем готовить летный и технический состав». Он прям снял эти вопросы с моего языка.
Некоторые американские конгрессмены предлагают передать Украине в качестве военной помощи часть устаревших самолетов, находящихся на хранении. Как считают зарубежные специалисты, это будет сильный политический ход, но самый затратный. Для ремонта и приведения их в маломальский боевой вид, необходимо будет потратить больше денег, чем купить новый самолет шведского производства. Опыт передачи военного утиля у Украины уже есть. С помпой передавали ВСУ Хаммеры и британские БТРы, которые на деле ни куда не ехали. В большинстве случаев стоят мертвым грузом на складах ВСУ. Нет денег на закупку запасных частей. Приходилось из 2-3 машин собирать одну, которая может мало-мальски ехать.
Самолеты закупить можно, но нужно под эту авиацию перестраивать всю инфраструктуру эксплуатации авиатехники и подготовку персонала. Необходимо будет приобретать тренажёры, боеприпасы, запасные части. Обучать не только пилотов самолетов, но обслуживающий персонал, разрабатывать новые тактические приемы применения данной техники. В общем вопросов очень много.
Последний вопрос этого плана это утилизация старой советской техники и боеприпасов к ним. Если самолеты можно отдать на откуп украинским военным, они быстро их разберут на запчасти и отнесут в заготовительные конторы, то с боеприпасами вопрос намного сложнее, их нужно будет утилизировать по полной программе. Это так же не малые затраты и деньги.
Конечно остро станет вопрос подготовки кадров для эксплуатации данной техники. Вся техническая документация на иностранном языке, программы обучения так же будут на языках производителя техники. Есть конечно опыт времен Великой Отечественной Войны. Тогда в СССР шла иностранная военная техника и ее как то эксплуатировали и изучали. Правда было очень много проблем с этим. Компетенции советских людей, на тот момент были намного ниже чем у их зарубежных коллег.
Возникает вопрос что делать с ремонтными авиазаводами? Их нужно закрывать или модернизировать? Тогда Украине станет намного сложнее зарабатывать деньги на обслуживании советской техники, эксплуатируемой в Африке и Азии. Ряд стран предпочитали проводить обслуживание в этой стране, соотношение цена- качество было достаточным.
Украинское общество деградирует с каждым днем, а с ним и инженерные и трудовые компетенции. Людей с низкой материальной мотивацией сложно подпускать к такой технике. Западная техника любит уход, наша техника рассчитана на дурака. Смогут ее эксплуатировать украинские парубки та дивчата, не ясно.
Я считаю, данная программа будет провалена украинскими военными. Они не могут содержать в достойном виде нынешнюю технику. Как пример можно указать на судьбу корабля "Гетьман Сагайдачный". Он долго простоял на ремонтах и модернизации. В конечном итоге было принято решение вывести его из состава ВМС Украины.