«EastMed» или «Турецкий поток 2»? Анализ.
Правительство Джо Байдена незаметно вышло из проекта газопровода EastMed, который должен был транспортировать израильский газ через Кипр в Грецию и Европу в соответствии с Законом Конгресса США о Восточном Средиземноморье в области безопасности и энергетического партнерства. 10 миллиардов кубометров голубого топлива в год должен был стать конкурентоспособным противовесом российскому газу из «Турецкого потока», пишет эксперт
Сенатор США и председатель сенатского комитета по иностранным делам Боб Менендес обратился в Госдепартамент за разъяснениями. Некоторые аналитики отмечают, что у проекта с самого начала были проблемы с финансовой жизнеспособностью, но указывают на геополитический аспект EastMed как на «источник напряженности в Восточном Средиземноморье и явное смещение баланса США в пользу Турции». Как сообщается, в неофициальном документе правительство США заявило, что его позиция не обусловлена геополитическими причинами и не должна интерпретироваться как результат давления со стороны Турции.
Об этом Афины были проинформированы Вашингтоном в неофициальном документе. Направлено Государственным департаментом Высокому должностному лицу Министерства иностранных дел Греции Яннису Смирлису, государственному секретарю по международному экономическому сотрудничеству. Неизвестно, было ли заранее известно содержание неофициального документа послу США в Афинах Джеффри Р. Пайетту. Посол временно отрицал, что Вашингтон отказался от поддержки EastMed. Посольство США опубликовало объявление о неофициальном документе после того, как об этом сообщили греческие (и турецкие) СМИ, и представитель посольства подписался под заявлением. Известно, что их не проинформировали о письме из посольств Израиля, Греции и Кипра в Вашингтоне.
Сенатор требует объяснений
Интересно, что сенатор США и председатель сенатского комитета по иностранным делам Боб Менендес обратился в Госдепартамент за разъяснениями по всей проблеме «ухода из EastMed». Менендес, демократ, был инициатором Закона о партнерстве в области безопасности и энергетики в Восточном Средиземноморье вместе с республиканцем Марко Рубио.
Американская неофициальная газета, по данным греческих СМИ, охарактеризовала проект EastMed как «основной источник напряженности» и элемент, «дестабилизирующий» регион, поскольку он поссорил Турцию со странами региона. Вот почему «от него пришлось отказаться». Возможно, эти сообщения преувеличены. Документ и даже его оригинальные выдержки официально не публиковались, и пока нет официальных заявлений Белого дома по этому поводу. СМИ в США и Европе сообщают (чаще всего в твитах), что Вашингтон перечисляет три причины, по которым геополитическая поддержка проекта не оказывается.
Три причины против EastMed
В одном из них читаем: «В неофициальном документе по газопроводу EastMed перечислены три причины, по которым Вашингтон выходит из программы газопровода. 1) защита окружающей среды/энергетический переход/переход на возобновляемые источники энергии 2) отсутствие экономической и коммерческой жизнеспособности 3) создание напряженности в Восточном Средиземноморье.
Это, конечно же, Вашингтон времен президентства Джо Байдена. Бывший президент Дональд Трамп был решительным сторонником газопровода EastMed. Он оценил его геополитическое значение, зная, что Европа должна диверсифицировать свои поставки газа и стать независимой от России. Он также хотел исключить из этой игры Турцию, которая открыто играла на стороне России. Дело в том, что проект взбесил Анкару в 2020 году после того, как Греция, Израиль и Кипр подписали вышеупомянутое коммерческое соглашение о строительстве EastMed.
Реализация этого газопровода была включена в Акт Восточного Средиземноморья о безопасности и энергетическом партнерстве, принятый в декабре 2020 года. США никак не могли счесть это провокацией против других стран региона. Закон был основан на предположениях, принятых Европейским союзом. Газопровод EastMed протяженностью 1900 км стоимостью около 7 млрд евро должен был транспортировать природный газ из Левантийского бассейна в Грецию, а также в Италию и другие регионы Европы. Это должно было стать альтернативой снижению зависимости Европы от российского газа. В 2013 году строительство газопровода EastMed было признано проектом, представляющим общий интерес, в соответствии с Постановлением Европейской комиссии № 347/2013. В период с 2015 по 2018 год Комиссия выделила более 34,5 млн евро (38,9 млн долларов США) на завершение технических работ, экономические и экологические исследования проекта. Американские и европейские эксперты сошлись во мнении, что EastMed должен соответствовать коммерческим требованиям.
Демократы всегда были против EastMed?
Теперь в Брюсселе вы можете услышать, что «анализ будущего воздействия EastMed на климатическую цель показал, что продолжение сжигания природного газа не соответствует долгосрочной цели обезуглероживания».
Кандидат на пост нового посла США в Греции Зенонас Циаррас, в интервью несколько дней назад сенатскому комитету по иностранным делам, заявил нечто странное, а именно, что «американские политики никогда не были сторонниками этого газопровода. Они никогда не считали этот проект осуществимым. Мы знали, что они не поддерживают это. Видимо, он забыл, что соавтором акта EastMed, объявившего о строительстве газопровода, является демократ и сенатор Боб Менендес. Циаррас позволил себе некоторую критику в адрес нынешней афинской команды — по его мнению, греческое правительство излишне пиарилось в отношении EastMed.
EastMed будет реализована Турцией
Нынешний Госдеп США, назначенный Джо Байденом, изменил политику в отношении региона. Он отверг возможность диверсификации поставок газа в ЕС. Вместо этого он сосредоточился на соединениях силовых кабелей, которые могут передавать электроэнергию как из газа, так и из возобновляемых источников энергии. В таком проекте он видит перспективы сотрудничества в треугольнике Израиль-Греция-Кипр и поддержку этого треугольника, но США подтвердили свою поддержку газопроводов из Греции в Болгарию и Северную Македонию.
Сообщается, что в неофициальном документе Государственный департамент заявил, что США по-прежнему «привержены физическому соединению энергетики Восточного Средиземноморья с Европой. Например, запланированное газовое соединение EuroAfrica из Египта на Крит и материковую Грецию, а также предлагаемое соединение EuroAsia для соединения израильских, кипрских и европейских электрических сетей».
Анкара всегда подчеркивала, что израильский газ можно продавать в Европу только через Турцию. Неудивительно, что турецкие политики приветствовали заявление США об отказе от проекта EastMed. Один из них напомнил, что Анкара всегда утверждала, что технически невозможно отправить израильский газ через Кипр и что Турция является единственной альтернативой. — Никакой проект в обход Турции не может быть успешным, — повторил МИД Турции.
СМИ сообщили, что Греция приняла к сведению точку зрения США на EastMed, отметив при этом, что проект был отмечен Европейским Союзом как «особенно важный».