Запад сдаёт назад – такими ли «безрезультатными» были переговоры?
Буквально сразу после серии дипломатических встреч России и западных стран начались заметные подвижки в сфере наших взаимоотношений, и факты говорят куда больше слов.
Вся прошлая неделя – неделя дипломатических встреч между Россией, США, НАТО и ОБСЕ – прошла под восторженный гул русофобских сил. «У-у-у, как Запад жёстко заговорил с Кремлём! И такие санкции, и эдакие, и в таком ассортименте, что только мёртвый не почувствует! Вот это правильно! Давно бы так!» – стоял гул в интернете.
И в самом деле, к переговорам США подготовились неплохо – создали сразу несколько потенциальных рычагов давления на Россию: пригрозили отключить систему SWIFT, ввести жёсткие санкции против «Северного потока – 2», а заодно – персональные санкции против Владимира Путина и высшего руководства страны. Всё это было озвучено как практически решённое дело (там даже фигурировали формулировки, что санкции надо вводить не когда-то потом, а сейчас, превентивно), переговоры, как все хором согласились, «закончились ничем», как вдруг…
Как вдруг словно гром среди ясного неба пошли косяком шокирующие новости, заставляющие очень серьёзно задуматься над категоричностью утверждения о «переговорном тупике». Кажется, Запад-таки начал отвечать России в ответ на её требования. И вот как он это делает.
Для начала казалось бы уже почти принятый законопроект американских республиканцев о запрете «СП-2» на голосовании в Сенате с треском провалили. Причём сделали это с изумительной формулировкой:
«Администрация крайне возражает против законопроекта, обязывающего ввести санкции против ответственных за работу над «Северным потоком-2».
Не просто как-то «не совсем одобряет», а «крайне (!!!) возражает». А ведь голосование состоялось 13 января – аккурат после завершения первых двух встреч, на которых, якобы, США вот прям задоминировали Россию. Угу… так «задоминировали», что срочно убрали с повестки дня предыдущие угрозы из числа основных своих козырей. Больше похоже на спешное исполнение требований оппонента, у которого нашлись козыри покруче.
Но это было только начало. Впереди была встреча Россия – ОБСЕ, а ведь именно Евросоюз совсем недавно настаивал на отключении России от SWIFT. Именно в Европарламенте весь 2021 год муссировали эту идею как неизбежную перспективу. И вот – пожалуйста:
«США и Евросоюз решили отказаться от отключения России от системы SWIFT в рамках санкций, которые могут быть введены из-за Украины, – узнала немецкая газета Handelsblatt. По словам источников, такая мера может привести к дестабилизации финансовых рынков и способствовать развитию альтернативной платежной инфраструктуры, где Запад утратит лидерство».
Тут надо понимать нюансы. Тот неоспоримый факт, что разрыв между Россией и Западом «свифтовых» отношений – штука крайне обоюдоострая, на Западе понимали с самого начала. Об этом, в частности, заранее предупреждали аналитики Би-Би-Си в выражениях «отключить Россию от SWIFT по требованию США непросто и вряд ли возможно» – хотя, право слово, обвинить Британию в игре на стороне России было бы очень легкомысленно.
Понимать-то они там понимали, но, как и полагается в «игре на повышение», делали вид, что ничего – «пока толстый сохнет, худой сдохнет» – мы перетерпим, а России будет ух как больно. И вот – внезапно перестали это делать. Огорошили весь мир, да ещё и после «безуспешных переговоров».
Казалось бы, если Запад и Россия остались после них «при своих», то есть Запад не добился от РФ «деэскалации», то и санкции нужно не отменять, а напротив – вводить, ибо что уж: ни о чём не договорились, «российские войска по прежнему грозят всем вокруг» и т.п. А вместо этого две самых страшных угрозы были дезавуированы. Причём даже без особых реверансов и объяснений, что вот, де, всё коренным образом изменилось и поэтому… Нет, просто – «мы передумали». И оцените, как согласованно – не «только США» или «только ЕС», а оба и сразу. Синхронно. В один момент. Но это, наверное, просто случайность, а неделя переговоров с Россией тут совершенно «не при чём».
Насколько глубоко «передумали», ещё предстоит понять. А пока что всё яснее и яснее очерчивается то направление, в котором начал дуть новый «ветер перемен» – Боррель добавил, что с 1970-х годов многое изменилось, в том числе в вопросах безопасности в Европе, в частности, перестал существовать Советский Союз. Он подчеркнул, что пересмотр — это не «безумная идея», а возможность найти устраивающий всех компромисс:
«Если речь идет об этом, если в этом заключается цель России, то необходимо менять повестку дня и увеличивать число участников процесса пересмотра архитектуры безопасности».
Речь идёт о том, что вопросы общеевропейской безопасности стоит – таки да! – решать не в ущерб и не за счёт России, а вместе с ней. А это как раз открывает путь именно тому вектору, который долгие годы блокировали США – европейская безопасность мыслилась как расширение НАТО и создание «ошейника» вокруг границ нашей страны. А ошейник не требуется, если заменить его системой учёта взаимных интересов. Более того, взаимные интересы как раз ошейников не предполагают – и это к вопросу о расширении НАТО.
Так что, конечно, стоит снова обратить внимание на обороты – особенно про «безумную идею», которая ещё недавно была необсуждаемой, а сейчас стала вдруг «возможностью найти устраивающий всех компромисс». Да, опять-таки – это произошло после «безрезультатных» переговоров. Получается, не таких уж и безрезультатных? Или, будем прямо говорить, крайне результативных – если смотреть не на заявления и хайп, а на дела и намерения?
Кажется, есть весомые основания полагать, что прошлая неделя принесла куда больше плодов, чем об этом сказали вслух.