«Соответствует ГОСТу, но выводит самолёты из строя»: в Толмачёво «корямт» самолеты загрязненным топливом
data-testid=»article-title» class=»content—article-header__title-3r content—article-header__withIcons-1h content—article-item-content__title-eZ content—article-item-content__unlimited-3J» itemProp=»headline»>«Соответствует ГОСТу, но выводит самолёты из строя»: в Толмачёво «корямт» самолеты загрязненным топливомСегодняСегодня83 мин В конце августа — начале сентября 2024 года авиакомпания S7 Airlines столкнулась с серией масштабных технических инцидентов, вызвавших серьёзную тревогу в профессиональном авиационном сообществе. На 17 воздушных судах — Airbus A320/A321, Boeing 737 и Embraer E170 — после заправки в новосибирском аэропорту Толмачёво отказывали системы измерения уровня топлива. Показания становились недостоверными или полностью исчезали, что в условиях строгих требований к топливной безопасности могло привести к отменам вылетов, задержкам и даже аварийным ситуациям в полёте. Как выяснилось в ходе внутреннего расследования S7 с участием специалистов Авиарегистра МАК и ГосНИИ ГА (Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации, подведомственный Росавиации), причиной сбоев стало загрязнение авиационного топлива, использовавшегося при заправке в аэропорту Толмачёво. При этом — и это ключевой парадокс ситуации — пробы топлива формально соответствовали требованиям ГОСТ Р 52252–2023. ГОСТ В конце августа — начале сентября 2024 года авиакомпания S7 Airlines столкнулась с серией масштабных технических инцидентов, вызвавших серьёзную тревогу в профессиональном авиационном сообществе. На 17 воздушных судах — Airbus A320/A321, Boeing 737 и Embraer E170 — после заправки в новосибирском аэропорту Толмачёво отказывали системы измерения уровня топлива. Показания становились недостоверными или полностью исчезали, что в условиях строгих требований к топливной безопасности могло привести к отменам вылетов, задержкам и даже аварийным ситуациям в полёте. Как выяснилось в ходе внутреннего расследования S7 с участием специалистов Авиарегистра МАК и ГосНИИ ГА (Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации, подведомственный Росавиации), причиной сбоев стало загрязнение авиационного топлива, использовавшегося при заправке в аэропорту Толмачёво. При этом — и это ключевой парадокс ситуации — пробы топлива формально соответствовали требованиям ГОСТ Р 52252–2023. ГОСТ…Читать далее
В конце августа — начале сентября 2024 года авиакомпания S7 Airlines столкнулась с серией масштабных технических инцидентов, вызвавших серьёзную тревогу в профессиональном авиационном сообществе. На 17 воздушных судах — Airbus A320/A321, Boeing 737 и Embraer E170 — после заправки в новосибирском аэропорту Толмачёво отказывали системы измерения уровня топлива. Показания становились недостоверными или полностью исчезали, что в условиях строгих требований к топливной безопасности могло привести к отменам вылетов, задержкам и даже аварийным ситуациям в полёте.
Как выяснилось в ходе внутреннего расследования S7 с участием специалистов Авиарегистра МАК и ГосНИИ ГА (Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации, подведомственный Росавиации), причиной сбоев стало загрязнение авиационного топлива, использовавшегося при заправке в аэропорту Толмачёво. При этом — и это ключевой парадокс ситуации — пробы топлива формально соответствовали требованиям ГОСТ Р 52252–2023.
ГОСТ не ловит то, что ломает технику
Анализ датчиков топливомеров, демонтированных с самолётов, выявил жёлто-коричневый налёт на внешних поверхностях и тёмно-коричневые отложения с вкраплениями светлых мелких частиц внутри. Характер загрязнения указывал на наличие органических соединений и, возможно, микродисперсных примесей — нечто, что не фиксируется стандартными лабораторными тестами на соответствие ГОСТу, сообщает «Авиаторщина».
Как пояснили инженеры, современные топливомеры Airbus и Boeing чрезвычайно чувствительны к химическому составу и чистоте топлива. Даже минимальные отклонения — особенно в содержании смол, серы, воды или микрочастиц — могут нарушать электропроводность и вызывать ошибки в показаниях.
Однако ГОСТ, действующий в России, не регламентирует ряд параметров, критически важных для эксплуатации западных ВС: например, предельную концентрацию полярных соединений, стабильность топлива при длительном хранении или совместимость с полимерными элементами топливных систем.
Эта проблема не нова. Уже в 2021 году в аэропорту Красноярска фиксировались аналогичные случаи — тогда на семи самолётах «Аэрофлота» отказывали топливные датчики после заправки. Расследование показало, что топливо соответствовало ГОСТу, но содержало следы окисленных углеводородов, образовавшихся при длительном хранении на складе без надлежащей ингибиторной обработки.
Кто отвечает за топливо в Толмачёво?
Аэропорт Толмачёво действительно принадлежит группе компаний «Новапорт», одному из крупнейших частных аэропортовых холдингов России. «Новапорт» приобрёл контрольный пакет акций аэропорта Толмачёво в 2011 году и с тех пор является его полноправным владельцем и оператором.
Поставшщиком топлива является компания «Газпромнефть – Аэро» — монополист в большинстве крупных аэроузлов, включая Домодедово, Пулково, Кольцово и Толмачёво. Компания публично заявляет о «максимальном соответствии международным стандартам», но при этом никогда не несла юридической или финансовой ответственности за инциденты, связанные с качеством топлива. Росавиация традиционно ограничивается «рекомендациями» и «профилактическими беседами».
На Западе и в ряде стран СНГ подобные случаи не остаются без последствий. В России же за всю историю постсоветской авиации не было ни одного случая аннулирования лицензии или уголовного преследования поставщика авиатоплива — даже после ЧП, едва не приведших к катастрофам. Отсутствие персональной ответственности и «государственной» принадлежности операторов делают систему безнаказанной.
Почему это системный риск?
Инцидент в Толмачёво — не разовая техническая накладка, а симптом глубоких проблем в инфраструктуре обеспечения полётной годности:
1. Устаревший ГОСТ, не адаптированный под современные воздушные суда, в основном западного производства.
2. Отсутствие независимого мониторинга качества топлива в реальном времени на всех этапах — от НПЗ до борта ВС.
3. Монополизация рынка авиатоплива, устраняющая конкуренцию и снижающая стимулы к качеству.
4. Иммунитет госкомпаний от ответственности, даже когда их действия ставят под угрозу безопасность полётов.
Как отмечает Telegram-канал «Авиаторщина», «у нас топливо формально чистое, но самолёты им отравляются». И пока система продолжает ориентироваться на бумажное соответствие нормативам, а не на реальную эксплуатационную безопасность, подобные инциденты будут повторяться — с нарастающим риском.
S7 Airlines уже направила запрос в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта с предложением инициировать межведомственное обсуждение совершенствования стандартов авиатоплива в России. Однако без политической воли и давления со стороны отрасли, а не только отдельных авиакомпаний, реформа маловероятна. Ведь пока «соответствует ГОСТу» — значит, «всё в порядке». Даже если самолёты перестают считать топливо.