Дмитрий Абзалов: Назарбаев не претендует на противостояние с Токаевым
Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с телеобращением к своему народу и рассказал, что во время беспорядков не покидал страны.
Назарбаев подчеркнул, что передал власть нынешнему президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву еще в 2019 году:
«Январские события потрясли весь Казахстан. Целью этих организованных беспорядков и атаки на Казахстан было разрушение целостности страны и устоев нашего государства. Произошедшая трагедия стала для всех нас уроком. Сообщаю, что я в 2019 году передал полномочия президента Касым-Жомарту Токаеву и с тех пор являюсь пенсионером, и в настоящее время нахожусь на заслуженном отдыхе в столице Казахстана и никуда не уезжал. Никакого конфликта или противостояния в элите страны нет. Слухи на эту тему абсолютно беспочвенны».
Политолог, глава Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов объяснил «Журналистской правде», почему Назарбаев решил выступить с обращением к народу.
«Мы понимаем, что в Казахстане была попытка военного переворота с привлечением внешних игроков, но основные точки силы находились внутри страны – это группы влияния, связанные с Назарбаевым, но не он сам. У Назарбаева хроническое заболевание. А вот его многочисленные родственники, понимая, что назрел экономический протест, попытались перевернуть ситуацию в политическую историю, чтобы отыграть позиции, которые начал занимать Токаев.
Токаев обратился к ОДКБ, решил вопросы с силовой составляющей, потом началась чистка в госкомпаниях и органах государственной власти от предыдущих представителей. Чистили, чистили и при этом спрашивали: а где Назарбаев, собственно говоря? С ним пытались договориться, так как он важный игрок на этом рынке. И договорились. Его выступление, с одной стороны, сигнал своим группам, что ситуация статус-кво зафиксирована. Заявление Назарбаева также легитимизирует Токаева. Назарбаев рассказывает, что является пенсионером с 2019 года, забавно показывая, что не претендует на противостояние и не собирается стимулировать протестную активность в отношении Токаева, что сложился компромисс, который укрепит и позиции влияния Назарбаева (его дочка, например, парламентарий, племянник работал в Комитете национальной безопасности). Заявление Назарбаева – попытка зафиксировать отсутствие конфликта между политическими элитами и признать позицию Токаева.
Драйвером роста протестов в Казахстане стали внутренние конфликты, которыми хотели воспользоваться извне. Когда оказалось, что Токаев шатается, никто ему помогать не стал. Причем надо понимать, что Токаев – это человек, который близок к Китаю, а теперь уже и к ОДКБ. Предыдущее же руководство было многовекторным.
На территории Казахстана действует большое количество нефтяных компаний, там до сих пор СРП (ред. – соглашение о разделе продукции) есть. Большие сегменты добывающей отрасли связаны с внешним капиталом («Шелл», «Шеврон», «Лукойл»). Токаев воспринимался как человек, аффилированный с Китаем, который будет серьезно продвигать китайский бизнес.
Когда стул под Токаевым перестал шататься, а внутренние протесты наложились на попытки ревизии предыдущих политических групп, которые начали отжимать из кормушки, ряд внешних партнеров решили сделать на это ставку. Когда Токаев попросил поддержки у внешнего периметра, ее никто не оказал. Все заняли выжидательную позицию, в расчете на то, что Токаев сломается и упадет. США, Франция, Великобритания не ответили. ОДКБ отреагировала и вопрос решила.
Внешняя поддержка как была, так и ушла после того, как Токаев показал, что контролирует ситуацию в стране. Заявление Назарбаева показывает всем, что ситуация стабилизировалась, плюс ко всему он сообщил, что был в Казахстане, хотя несколько раз писали, что экс-президент собирался куда-то уехать вместе с семьей. Назарбаев подтвердил, что не собирается уходить в изгнание и сохраняет свои позиции. С этой точки зрения, конфликт разрешен».