Евросоюз первым применил энергетическое оружие против Польши
Ровно год назад Гринпис Германии сообщал, что «руководящие должностные лица и граждане немецкого города Циттау, а также члены парламента Саксонии и округа Герлиц подали официальную жалобу в Еврокомиссию на польскую открытую шахту по добыче лигнита в Турове». Суть жалобы заключался в том, что из-за откачки грунтовых вод из шахты город Циттау затапливает, и причиняется ущерб всему региону».
С другой стороны чехи, которые на тот момент уже три года как бились с поляками из-за того, что в открытую шахту Туров уходят чешские грунтовые воды. «Несмотря на строительство плотины, чтобы остановить поток воды из Чехии в шахты, уровень грунтовых вод на чешской стороне границы продолжает снижаться, что обезвоживает город Либерец и весь регион».
Польское правительство конечно очень сочувственно отнеслось к таким разным проблемам Чехии и Германии, и министр климата и окружающей среды Польши Михал Куртыка продлил лицензию на добычу бурого угля в Турове до 2026-го, заявив, что шахта будет работать вплоть до 2044 года.
В феврале 2021 года плотина терпения чешских властей лопнула, и они подали иск в Европейский суд к Польше, к ее шахте, к ее углю и к способу его добычи. Надо полагать, что немецкие юристы из затопленных районов Германии помогли это сделать обезвоженным чешским коллегам. Первоначальные требования Чехии звучали так, либо Польша немедленно прекратит работу шахты, либо Варшава должна будет выплачивать чешской стороне 5 млн. евро в день за каждый день работы шахты, приносящий убытки экологии Чехии.
21 мая 2021 года Европейский суд постановил прекратить угледобычу на шахте «Туров», чего Польша предсказуемо не сделала. Эта шахта снабжает углем одноименную электростанцию, которая вырабатывает 7% польской электроэнергии и обеспечивает работой тысячи поляков.
20 сентября 2021 года Европейский суд постановил — Польша должна платить. Польша должна платить по 500 тысяч евро за каждый день продолжения работы шахты в Турове до тех пор, пока не выполнит решение суда от 21 мая об остановке ее работы. Поляки проигнорировали и это решение Европейского суда.
Тогда «У нас есть план Б», — заявил в интервью Dziennik Gazeta Prawna заместитель министра охраны окружающей среды Чехии Владислав Смрж. «Мы завалим жалобами Суд ЕС по поводу всех возможных нарушений в Турове. К примеру, относительно предельного уровня шума выбросов пыли и эрозии почвы».
Сегодня, 19 января 2022 года чешские СМИ сообщили, что: «Представителям Польши и Чехии не удалось прийти к соглашению относительно ситуации вокруг угольной шахты «Туров». «Состоявшаяся 18 января в Варшаве встреча министра окружающей среды Чехии Анны Губачковой с главой Министерства климата Польши Анной Москвой на тему закрытия польского угольного разреза «Туров», расположенного недалеко от границ Либерецкого края, завершилась без достижения какой-либо договоренности».
Вчера же истек крайний срок для первой выплаты штрафа Польшей в сумме 15,3 млн. евро. Первый запрос из Брюсселя в Варшаву об уплате штрафа поступил еще в ноябре 2021 года.
В Еврокомиссии журналистам сообщили, что «определяют соответствующие платежи для взыскания компенсации». Ожидается, что Польша недополучит сумму в предусмотренных для нее средствах ЕС, равную накопленным штрафам. В Еврокомиссии также рассматривают и другие варианты, из каких средств могут быть изъяты суммы, которые Польша отказалась платить как штраф.
Последний раз в правительстве Польши заявили, что не собираются платить штраф и ищут способы договориться с Чехией о компромиссном выходе из ситуации 28 декабря 2021 года.
Общая сумма штрафа, который Варшава должна заплатить по решению Европейского суда, уже натикала более чем на 60 млн. евро.
А как напоминает нам ВВС, в июле 2021 год Суд ЕС потребовал немедленно прекратить работу дисциплинарной палаты Верховного суда Польши, которая возомнила, что может самостоятельно, без участия чиновников Евросоюза, выбирать себе судей и увольнять их. Польша гордо проигнорировала и это постановление суда. И вот уже 27 октября Европейский Суд обязал Варшаву выплачивать один миллион евро в сутки в пользу Европейской комиссии в качестве штрафа за невыполнение принятого ранее судебного решения. А Еврокомиссия заморозила перечисление Польше десятков миллиардов евро из общеевропейского фонда борьбы с последствиями пандемии.
Вот такая она, европейская демократия. Может все-таки для такой демократии есть другое название.