Отток капитала уже больше 70 млрд долларов. Скажем «спасибо» Алексею Кудрину
Летом прошлого года Алексей Кудрин дал довольно циничное интервью издательству «Коммерсантъ», в котором по-настоящему раскрыл свою сущность системного либерала. В частности, он назвал своё главное достижение на посту Министра финансов:
Я мечтал, когда станет полноценный конвертируемый рубль, которого никто не будет бояться, и все забудут слово «деревянный». Вот это произошло, у этого даже есть дата. Но мало кто это ощущает потому, что это скорее специалисты знают. Это 1 июля 2006 года, когда мы сняли ограничения на движение капитала внутри России и вне. Это ключевое.
— Граница для капитала была открыта.
— Да. До этого нужно было только получать разрешение на ввоз капитала. Не денег для торговых операций, а на движение средств для целей инвестирования или вывода заработанного.
Для вывода заработанного… Кудрин рассказал всё довольно честно и открыто.
Открытие границ для движения капитала для стран с развивающейся экономикой означает перманентный отток капитала. Особенно для тех стран, где структура экономики во многом носит сырьевой характер. Добыча и, в лучшем случае, минимальная переработка сырья практически не создает добавленной стоимости. Инвесторам (тем более, иностранным) нет никакой необходимости вкладывать в высокотехнологичные проекты.
Зачем это делать в России, когда можно просто взять, добыть нефть или руду, продать его на мировом рынке и получить деньги? А в высокотехнологичные проекты можно вложить в иных государствах, где для этого созданы куда лучшие условия. Разумеется, наивно было бы полагать, что Россия, разрушенная в 90-х годах, станет привлекательной для компаний, желающих развивать несырьевые проекты.
Теоретически наша страна может стать такой, но для этого необходимо наводить порядок рукой государства. И, на каком-то этапе, когда мы будем четко понимать, что в нашу страну будет приток капитала (а не его отток), тогда уже можно постепенно либерализовать законодательство. Но в нашем случае это будет постоянный отток капитала.
Что, в общем, и происходит. По итогам 2021 года отток капитала из России составил 72 млрд долларов. Это на 42,8% больше, чем за 2020 год (50,4 млрд долларов).
Конечно, в основном деньги выводятся даже не иностранцами (хотя их доля на том же фондовом рынке, о котором мы писали ранее, велика), а де-факто российскими же компаниями, которые структурированы через офшорные юрисдикции. Например, одни только металлурги вывели до 10% от общего объема оттока капитала.
Все они сидят в офшорах. А Минфин под руководством Антона Силуанова вместо того, чтобы бороться с офшорами, профанирует поручения Владимира Путина. Так, в конце марта 2020 года Путин, воспользовавшись удачной конъюнктурой, поручил Минфину расторгнуть или пересмотреть СИДН с наиболее популярными офшорами, обосновывая это тем, что в период кризиса стране нужны дополнительные деньги.
Ведомство Силуанова формально задачу выполнило. Однако протащило в уже в обновленные СИДН пункт, согласно которому те компании, акции которых обращаются на бирже, могут продолжать выводить средства по льготной ставке. А ведь именно компании, попадающие под эти критерии, являются главными «виновниками» оттока капитала. Это олигархические структуры, которые контролируют бОльшую часть тех отраслей, в которых они присутствуют.
Подобная политика Минфина (и ЦБ, который также отвечает за финансовый сектор) является самым настоящим вредительством. Системные либералы фактически делают из России колонию, которая выплачивает дань западным государствам. Ведь деньги, выведенные в офшоры и полученные от эксплуатации российских недр, лежат в западных банках, увеличивая их капитал. Эти деньги работают на развитие западной экономики. Этими деньгами пользуются западные компании. И все это происходит в условиях Холодной войны 2.0.