Страны Азии и ближнего зарубежья переходят на российское вино
Винодельческая отрасль России расширяет географию сбыта. Как развиваются отечественные предприятия и каким странам продают бюджетное, а также премиальное и выдержанное вино, рассказывает ФБА «Экономика сегодня».
Поставки российского вина за границу выросли на треть, а в денежном выражении до 13 миллионов долларов США, свидетельствуют данные федерального центра Министерства сельского хозяйства РФ «Агроэкспорт».
Среди 30 стран, предпочитающих напитки из России, числится Украина, потратившая более пяти миллионов долларов. За ней следуют Южная Осетия и Китай, которые заплатили за вино по полтора миллиона. Кроме того, продукция оказалась востребованной в Латвии, Казахстане, Монголии и Словении.
Потребителей российского вина становится больше
Экспортные перспективы у российской отрасли очень хорошие по целому ряду причин, рассказал ФБА «Экономика сегодня» директор Клуба профессионалов алкогольного рынка Санкт-Петербурга Максим Черниговский.
Прежде всего в июле 2020 года заработал Федеральный закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», который не только регламентирует это направление, как отдельную отрасль народного хозяйства, но способствует его развитию.
«До этого момента алкогольная отрасль жила в рамках закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Существовали единые законодательные правила, по которым осуществлялась производственная, розничная деятельность всей продукции: водки, вина, пива, слабоалкогольных коктейлей. Это было не верно, потому что производство этих напитков – совершенно разные сферы», — пояснил эксперт.
Новый закон иначе регламентирует производственную, оптовую розничную деятельность в отношении только винодельческой продукции. Документ предусматривает не только правила, но и функциональные поддержки государства российских виноделов. Помощь властей, подчеркнул Максим Черниговский, заметно сказалась на отрасли.
«За последние семь лет, в том числе благодаря вхождению Крыма в состав Российской Федерации, площади по выращиванию винограда выросли более, чем в два раза. Соответственно, увеличилось и производство. Все изменения способствовали развитию направления не только внутри страны, но и за ее границей», – отметил эксперт.
Европа заглядывается на крымские вина
Наиболее активное потребление российских вин, по данным Максима Черниговского, отмечается в странах ближнего зарубежья, то есть тех, которые входили в состав Советского Союза. С западными рынками ситуация обстоит иначе, поскольку там продукция крымских производителей реализовывается слабее из-за политических причин на фоне возвращения полуострова под российскую юрисдикцию в 2014 году.
Тем не менее, некоторые страны Европейского союза приобретают продукцию виноделов России, в том числе шампанские игристые вина. Расширяется география за счет Израиля, Африки и других государств.
Около 45% винодельческого производства сосредоточены в Краснодарском крае, из которого продукцию экспортируют в 20 государств. Так компания «Фанагория» нарастила выпуск премиальных выдержанных вин, понравившихся потребителям во Франции. Производитель «Кубань-Вино» в свою очередь отправил партию в Уганду.
Федеральный центр «Агроэкспорт» прогнозирует расширение экспортных направлений: Белоруссия, Казахстан, Китай, Япония, Гонконг, Республика Корея, Тайвань, Вьетнам. При этом винный экспорт превысит 25 миллионов долларов.
В экспертном сообществе, отмечая повышение качества отечественной продукции, произведенной из винограда, выращенного исключительно на российской территории, допускают рост цен на 20-25 процентов на фоне подорожания импортных вин. Ожидать изменений стоит к весне 2022 года.