Дорогая земля и новые стандарты: почему эконом-жилья в столице становится меньше
data-testid=»article-title» class=»content—article-header__title-3r content—article-header__withIcons-1h content—article-item-content__title-eZ content—article-item-content__unlimited-3J» itemProp=»headline»>Дорогая земля и новые стандарты: почему эконом-жилья в столице становится меньшеСегодняСегодня3 минВ старых районах Москвы свободных площадок почти не осталось, а земля внутри МКАД стала крайне дорогой. Современные дома строятся с закрытыми дворами, подземными парковками и удобными лобби, требования к жилью постоянно растут. Останется ли в этих условиях место для эконом-класса, АБН24 рассказал эксперт по недвижимости Роман Крылов. По словам эксперта, территорий под застройку внутри МКАД, в старой Москве, объективно немного, и их точно не хватит на десятилетия вперед. В основном это точечная застройка, реконструкция старых зданий, проекты реновации или комплексного развития территорий, прежде всего бывших промзон, которые сегодня активно осваиваются в разных частях города. При этом ключевой фактор – высокая стоимость и дефицит земли. Земля внутри Москвы настолько дорогая, что эконом-класс просто перестает вписываться в эту экономику: он не выдерживает себестоимость и не попадает под современные требования рынка. «Эконом-класс в большом объеме сегодня строится преимущественно в регионВ старых районах Москвы свободных площадок почти не осталось, а земля внутри МКАД стала крайне дорогой. Современные дома строятся с закрытыми дворами, подземными парковками и удобными лобби, требования к жилью постоянно растут. Останется ли в этих условиях место для эконом-класса, АБН24 рассказал эксперт по недвижимости Роман Крылов. По словам эксперта, территорий под застройку внутри МКАД, в старой Москве, объективно немного, и их точно не хватит на десятилетия вперед. В основном это точечная застройка, реконструкция старых зданий, проекты реновации или комплексного развития территорий, прежде всего бывших промзон, которые сегодня активно осваиваются в разных частях города. При этом ключевой фактор – высокая стоимость и дефицит земли. Земля внутри Москвы настолько дорогая, что эконом-класс просто перестает вписываться в эту экономику: он не выдерживает себестоимость и не попадает под современные требования рынка. «Эконом-класс в большом объеме сегодня строится преимущественно в регион…Читать далее
В старых районах Москвы свободных площадок почти не осталось, а земля внутри МКАД стала крайне дорогой. Современные дома строятся с закрытыми дворами, подземными парковками и удобными лобби, требования к жилью постоянно растут. Останется ли в этих условиях место для эконом-класса, АБН24 рассказал эксперт по недвижимости Роман Крылов.
По словам эксперта, территорий под застройку внутри МКАД, в старой Москве, объективно немного, и их точно не хватит на десятилетия вперед. В основном это точечная застройка, реконструкция старых зданий, проекты реновации или комплексного развития территорий, прежде всего бывших промзон, которые сегодня активно осваиваются в разных частях города. При этом ключевой фактор – высокая стоимость и дефицит земли. Земля внутри Москвы настолько дорогая, что эконом-класс просто перестает вписываться в эту экономику: он не выдерживает себестоимость и не попадает под современные требования рынка.
«Эконом-класс в большом объеме сегодня строится преимущественно в регионах. Это уже не те простые дома, которые возводились 20 лет назад, но все равно сегмент остается более доступным по сравнению со столицей. При этом даже базовые проекты за последние годы сильно изменились: закрытые дворы, подземные паркинги, кладовые, безбарьерные входы в подъезды, оформленные лобби стали практически стандартом. С каждым пятилетием появляются новые «плюшки», которые постепенно мигрируют между классами жилья. Комфорт-класс активно заимствует решения у бизнес-класса, бизнес – у премиума. Сам премиум-класс при этом не имеет четкой регламентации и фактически является промежуточным звеном между бизнесом и элитой», — пояснил спикер.
В результате сегодня многие проекты комфорт-класса по своему наполнению практически соответствуют бизнес-классу: различия часто сводятся к высоте потолков или отдельным деталям, тогда как общее качество среды и инфраструктуры оказывается сопоставимым. При этом и внутри самих классов существует большая разница: комфорт-класс комфорту рознь, как и бизнес-класс бизнес-классу. Однако важно понимать, что строительство жилья ниже комфорт-класса внутри МКАД становится просто невыгодным из-за стоимости земли. Поэтому в границах города сейчас минимумом чаще выступает бизнес-класс, а также премиальные и элитные проекты. За МКАД, особенно ближе к Москве, в основном строится комфорт-класс, а эконом постепенно уходит дальше – в регионы, но при этом он никуда не исчезает.
«Даже в регионах планка продукта продолжает расти: застройщики все реже опускаются ниже комфорт-класса, потому что сам потребитель требует более высокого качества. На этом фоне покупка жилья действительно становится все более сложной задачей. Возникают вопросы к роли государства: рост спроса приводит к резкому скачку цен, затем наступает стагнация, возможны небольшие скидки, но к прежнему уровню цены уже не возвращаются. Эта модель повторяется снова и снова, и касается не только Москвы, но и других крупных городов, где недвижимость в долгосрочной перспективе практически не дешевеет, а в основном растет в цене», — подчеркнул Крылов.
Государственные инструменты – программы господдержки, субсидии, а также возможные новые меры, которые могут появиться после 2026 года для отдельных категорий граждан, – безусловно, будут стимулировать спрос. Однако вместе с этим они же будут поддерживать и рост цен. В итоге жилье не становится по-настоящему доступным для всех, но остается относительно достижимым для определенных групп покупателей. В этом и заключается текущая реальность рынка: эконом-класс постепенно уходит из Москвы, а сама структура жилья неуклонно смещается в сторону более высоких сегментов.