Миротворческая миссия ОДКБ в Казахстане обеспечила и безопасность Кыргызстана – эксперт
Миссия ОДКБ в Казахстане продемонстрировала единство членов организации, отметил генсекретарь организации Станислав Зась 23 января. Страны – участницы показали свою готовность принимать «все необходимые меры» для обеспечения общей безопасности. Между тем, отдельные активисты выступали против направления миротворцев. Так, соответствующие пикеты были замечены в Кыргызстане. Почему власти страны поддержали операцию, и к каким результатам это привело, в интервью «Евразия.Эксперт» проанализировал кыргызстанский политолог, зампредседателя общественного фонда «Евразийское поколение» Игорь Шестаков.
– Игорь Альбертович, как Вы оцениваете произошедшие в Казахстане события? Почему власти республики сочли необходимым обратиться за поддержкой в ОДКБ?
– Обращение президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева к ОДКБ произошло в самый кризисный и трагический момент за все годы независимости республики. Причиной стали народные волнения, я бы сказал, бунт, потому что к митингующим, выдвигающим социально-экономические требования, присоединились радикально религиозные и криминальные группировки. Как мы знаем, при попустительстве силовых структур южная столица – Алматы – была отдана на откуп радикальным и криминальным силам, которые в течение нескольких дней 5-7 января грабили и разрушали город. В итоге были жертвы среди мирного населения, среди силовиков, не говоря уже о многомиллионных потерях, которые понес бизнес. Были разрушены объекты муниципальной и государственной собственности и так далее.
Глава республики оказался заложником части политических элит, которые хотели таким образом свергнуть его и захватить власть. Оппозицией Токаеву в те январские дни выступили лица из ближайшего окружения первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. В этой связи вполне объясним арест руководителя спецслужб Карима Масимова. О том, что он имел непосредственное отношение к попытке госпереворота, говорят факты: например, что КНБ без малейшего сопротивления сдалось в руки радикалов, оставив им здание вместе с полным арсеналом оружия, что со стороны силовиков не было препятствий для захвата бандитами аэропорта, мэрии и других объектов. Вряд ли это можно рассматривать, как нежелание спецслужб применять силу против захватчиков – это был саботаж и заговор против действующего президента.
– Какую роль сыграли миротворцы ОДКБ в стабилизации ситуации, сохранении суверенитета Казахстана?
– Незамедлительная реакция со стороны союзников на обращение Касым-Жомарта Токаева к ОДКБ свидетельствуют о том, что он, как законно избранный глава государства, имеет поддержку ключевых стран-партнеров Казахстана. Даже непримиримый оппозиционер, бывший премьер-министр Акежан Кажегельдин в интервью отмечал, что действия президента были вполне логичными, поскольку именно участие коллективных миротворческих сил Организации сыграло ключевую переломную роль в урегулировании ситуации, наведении порядка и восстановлении законности в большей части республики, прежде всего, в Алматы.
Не случайно с началом массовых беспорядков в республике Токаев сместил с поста главы Совета безопасности Нурсултана Назарбаева. Одновременно с обращением к ОДКБ президент назначил нового руководителя КНБ вместо Карима Масимова, против которого на тот момент уже было возбуждено уголовное дело, и направил верные ему вооруженные части в Алматы для проведения контртеррористической спецоперации и наведения в городе правопорядка.
ОДКБ продемонстрировала готовность и возможности поддержать мир и соблюдение конституционного правопорядка в республике, которая играет важную роль непосредственно в самой Организации, в обеспечении региональной безопасности и в евразийской интеграции.
Сейчас вполне очевидно, каким силам был выгоден хаос в Казахстане, учитывая, что мирные протесты и выдвигаемые на них социально-экономические требования, которые, к слову, Токаевым были выполнены незамедлительно, явились лишь прикрытием для выступления провокаторов и других деструктивных сил, которые и устроили бунт. Его организаторами изначально ставилась цель создать в стране хаос, и на этой волне захватить власть. Но реализации их сценария помешала как раз ОДКБ, которая оказала, прежде всего, моральную поддержку действующему президенту.
Нужно подчеркнуть, что никакого вмешательства во внутренние дела Казахстана со стороны союзников не было. Перед миротворческими силами ОДКБ не стояла задача участвовать в разгоне или задержании митингующих: они взяли под охрану стратегические объекты государственной инфраструктуры, что заранее и декларировалось. Поэтому попытки определенных сил представить участие коллективного миротворческого контингента Организации как инструмент сведения каких-то внутриполитических счетов – это не более чем конспирология. Да, ранее таких прецедентов не было. Обращение к ОДКБ президента одной из стран – участниц Организации прозвучало впервые. Например, президент Кыргызстана Аскар Акаев в 2005 г., когда происходило его свержение, а на тот момент на территории республики уже располагалась база ОДКБ, не счел нужным обратиться за помощью к союзникам по Организации. В 2010 г. во время революции Кыргызстан также наводил порядок в стране своими силами.
Но у бунта или «многослойного политического пирога» в Казахстане есть одна отличительная особенность – у протестов не было лидеров. Звучали требования отставки Назарбаева и Токаева, но не называлось альтернативных кандидатур, что еще раз говорит о том, что за кулисами этих событий стояли определенные политические силы, религиозные радикалы и криминальные группировки, которым пиар и создание публичного имиджа оппонентов действующей власти были не нужны. В этой связи и актуализировалось применение миротворческих сил ОДКБ, которые не противостояли и не должны были противостоять оппозиции – ее во время погромов в том же Алматы не было, там орудовали криминал и террористы.
Доказательством того, что периодически такие группировки в Казахстане проявляются, служит современная история республики. Так, в начале 2000‑х гг. в городе Таразе имели место нападения на воинские части со стороны радикальных террористических группировок, которые преследовали две цели – захватить оружие и заявить о себе как о политической силе.
– Какого сценария можно было бы ожидать, не вмешайся миротворцы ОДКБ в ситуацию?
– Утверждения некоторых сил, что в трагических событиях этого года в Казахстане не участвовали никакие террористы, что это были мирные протестующие, выглядят как исполнение политтехнологического заказа, нацеленного максимально дискредитировать как президента Касым-Жомарта Токаева, так и ОДКБ. Еще раз подчеркну: если бы не последовало оперативной реакции Организации договора о коллективной безопасности на обращение президента Казахстана, ситуация, скорее всего, развивалась бы по сценарию ее организаторов – создать хаос и захватить власть. В этом случае правовой беспредел, который создали «вдохновители» бунта, негативно сказался бы на ситуации с безопасностью в Кыргызстане и во всей Центральной Азии, а также в России. Тем более, все эти события происходили на фоне радикализации ситуации в Афганистане, где к власти пришел Талибан* (организация, запрещенная в России и ряде других стран как террористическая – прим. ред.), при котором угрозы и вызовы региональной безопасности только возросли.
Если говорить конкретно про Кыргызстан, то озабоченность его властей ситуацией в соседней республике была вполне понятна и обоснована еще и пониманием того, что Кыргызстан и Казахстан – это единый торгово-экономический организм. Если бы у соседей продолжался хаос, наша страна оказалась бы на голодном пойке в прямом смысле этого слова.
Практически все товары стратегического значения – продовольствие, медикаменты, горюче-смазочные материалы – в нашу республику поступают именно через Казахстан. Поэтому кыргызские власти и поддержали обращение Касым-Жомарта Токаева к ОДКБ, направив в составе миротворческих сил спецподразделение «Скорпион» Минобороны КР.
– Почему даже краткосрочного введения сил ОДКБ в Казахстан хватило для нормализации обстановки? Как можно в целом оценить уровень оперативности действий союзников?
– Краткосрочная миссия ОДКБ была нацелена не столько на демонстрацию силы, сколько на обеспечение внешнеполитической поддержки, которая обеспечила Касым-Жомарту Токаеву карт-бланш на решение задач по наведению порядка и восстановлению конституционной законности в стране, прежде всего, в Алматы – одном из самых влиятельных и экономически благополучных городов на постсоветском пространстве. Оппоненты главы Казахстана поняли, что продолжая эскалацию, они столкнутся не только с президентом и его внутренними ресурсами, но и с внешними партнерами республики, которые поддержали Токаева в защите конституционного строя Казахстана. То есть, зачинщики погромов увидели, что им придется столкнуться и Россией, и с Кыргызстаном и с другими странами-членами ОДКБ.
Надо сказать, что действия всех членов Организации были максимально оперативными, поскольку в руководстве каждой из стран понимали, что затягивание обсуждения данного вопроса может привести к необратимым процессам в сохранении целостности и обеспечении безопасности Казахстана, а также всего региона.
– Что продемонстрировало участие ОДКБ в ситуации в Казахстане с точки зрения эффективности организации и ее имиджа?
– Прежде всего, миротворческий контингент коллективных сил Организации подтвердил ее эффективность тем, что успешно справился с поставленной перед ним задачей – в Казахстане восстановлен правопорядок, и люди потихоньку возвращаются к привычной жизни. Естественно, эта миссия укрепила имидж ОДКБ, сколько бы оппоненты коллективной безопасности, в том числе представители неправительственного сектора, ни утверждали обратного, называя это «покушением на суверенитет государства».
Если следовать их извращенной логике, то погромы и гибель мирных жителей не угрожала государственности, тогда как ввод союзнических войск, которые взяли на себя исключительно защиту стратегических инфраструктурных объектов республики, нес такую угрозу. Поэтому все эти высказывания – не что иное, как политизация происходящих процессов и очередная попытка использовать их с целью дискредитации ОДКБ.
На мой взгляд, нет ничего ценнее человеческих жизней. Остановить бунт и избежать новых человеческих жертв в Казахстане удалось именно благодаря вводу военнослужащих блока коллективной безопасности, в свете чего продолжение дискуссии вокруг данного вопроса носит характер информационных войн, которые уже длительное время ведут оппоненты ОДКБ.
Безусловно, вооруженные силы и правоохранительные структуры Казахстана имеют возможности и ресурсы для поддержания и наведения в стране порядка. Но на их действия во время событий значительно повлиял политический раскол, который произошел в период транзита власти в республике, о чем говорят, например, те же бойкоты со стороны тех же руководителей КНБ, против которых сейчас возбуждены уголовные дела. Организация Договора о коллективной безопасности в эти дни не только продемонстрировала свою эффективность, но и укрепила свой имидж как объединения, которое способно защитить жизни граждан, мир и порядок в зоне своей ответственности.
Беседовала Наталья Крек