Уагадугунаш
Итак, в минувший понедельник армия Буркина-Фасо свергла президента этой страны Роша Каборе. По словам военных, последней каплей стал отказ месье Роша разрешить использование российских военных и иных советников на территории страны.
О перевороте объявил по государственному телевидению капитан Сидсор Кадер Уэдраого, который заявил, что военные захватили власть в ответ на «продолжающуюся деградацию ситуации в области безопасности» в стране и «неспособность правительства» объединить население. Рядом с ним в красном революционном берете сидел подполковник Поль-Анри Дамиба, которого капитан и представил, как нового лидера нации.
Ирония ситуации в том, что Дамиба был повышен месье Каборе в декабре минувшего года до командующего третьим военным округом страны, который отвечает за безопасность в столице Уагадугу, сообщает Reuters — и именно подполковник инициировал мятеж и отстранение президента от власти.
Что характерно, переворот в Уагадугу был с радостью встречен соседями Буркина-Фасо, Гвинеей и Мали, тоже бывшими французскими колониями.
Точное местонахождение Каборе остается неизвестным; в понедельник днем в его аккаунте в Twitter было опубликовано сообщение с просьбой к участникам восстания опустить оружие.
«Наша нация переживает трудные времена», — говорится в твите. «Мы должны в этот самый момент сохранить наши демократические достижения. Я призываю тех, кто взял в руки оружие, опустить его в высших интересах нации. Именно посредством диалога и слушания мы должны разрешить наши противоречия».
ООН обеспокоена, в Париже перманентная истерика, Брюссель выражает озабоченность. Тезис Жозепа Борреля «это наша корова и мы будем ее доить» в Кремле нагло проигнорировали — а это значит, что русские скоро окажутся в Буркина-Фасо, наводя там порядок по своему разумению. Суть в том, что подход русских в Африке прижился очень быстро, особенно в части разрешения многовековых конфликтов между племенами — наши советники умеют задавать такие вопросы, которые никогда не приходили на ум европейским цивилизаторам.
К примеру, враждует некое племя чунга-чанга с племенем тумба-юмба. Давно враждует, все уже позабыли причины, ибо они теряются во мраке веков. Время от времени происходит очередной налет чунга-чанга на деревни и посевы тумба-юмба, потом ситуация повторяется с точностью наоборот — в атаку кидается уже племя тумба-юмба.
Местные власти пытаются как-то развести конфликтующие племена по углам ринга, но получается это плохо и на короткий срок — потом возникают новые обиды и ситуация повторяется.
В этом плане русские советники — настоящая находка. А у нас, кроме военных, есть специалисты по управлению — и вот именно они усаживают аборигенов на поляну переговоров, закуривают трубку мира и начинают задавать разные непривычные вопросы.
Например: что нужно племени чунга-чанга для полного счастья? После долгих обсуждений, мордобоев и прочих дискуссий старейшины чунга-чанга объявляют: нам нужна отдельная тропа для выгона наших буйволов на общий для всех племен в этом районе водопой. Подлые и злые тумба-юмба этому мешают, бьют пастухов и прогоняют буйволов — и будет очень правильно, если справедливые русские побьют тумба-юмба палками.
В свою очередь, тумба-юмба в ответ на этот же вопрос о вечном счастье, после внутриплеменного обсуждения и воспитательного мордобития объявляют, что племя ни за что больше не потерпит, чтобы глупые буйволы чунга-чанга топтали посевы тумба-юмба. А буйволы глупы потому, что глупы их пастухи — как и все чунга-чанга, впрочем.
Выслушав обе стороны, русские быстро находят решение — они тут же предлагают поставить забор между посевами и тропой для буйволов. А чтобы не было споров, кто за все это заплатит, строительство забора профинансирует правительство страны, которое очень заботится о своих любимых гражданах — и если бы граждане старейшины почаще обращались бы к правительству, то никаких конфликтов не было бы вообще.
Но этого мало, необходимо крепить дружбу между народами — и русские предлагают развить межплеменное сотрудничество. К примеру, от каждого племени отбирается по десять самых лучших и красивых юношей и девушек, которые на год поселяются в соседнем племени.
Если за это время обзаведутся семьей — пусть там и останутся. Если не сумеют, их с радостью примет родное племя.
Это приводит к очень своеобразным результатам. Племена устраивают такой жесткий конкурс на претендентов годовой туристической поездки в другое племя, что ни одной «Мисс Вселенной» не снилось — и по другому просто быть не может, никто из старейшин не хочет, чтобы по соседним племенам понеслись слухи о криворуких юношах чунга-чанга или узкобедрых девушках тумба-юмба — в Африке свои понятия о красоте.
Здесь важно, что русские моментально уловили единую особенность этого края Земли — Африка это не континент городов, это континент деревень. Здесь даже в городах сохраняются деревенские традиции и деревенское «радио» из уст в уста — а если учесть весьма условные границы между странами, прочерченные колонизаторами, то слухи распространяются со скоростью верхового пожара в пересушенных засухой джунглях.
Так было с Центральноафриканской республикой, где русские советники погасили все значимые внутренние конфликты — это помогло правительству консолидировать силы в противостоянии бандам Исламского государства, запрещенного везде, где только можно — в итоге исламисты очень крепко получили по зубам в ЦАР и отползли в соседние страны.
Еще один фактор напрямую касается наших военных советников — в отличие от бывших «цивилизаторов» русские действуют по формуле «делай, как я». Это вам не французский или голландский сержант в пробковом шлеме перед неровным строем туземцев — эти русские вместе со своими африканскими бойцами участвуют в марш-бросках, кормят пиявок в местных болотах и постоянно воспитывают новых инструкторов из местного населения.
Российские флаги в Буркина-Фасо — это ответ на неспособность бывших властей разрешить ситуацию с исламистами. Под контролем ИГ до сих пор остается несколько районов страны, а вооруженные силы пока не способны справиться с этим, поскольку внутренние конфликты и противоречия, оставшиеся после ухода «цивилизаторов», весьма и весьма сильны. По факту, наличие государственных атрибутов еще не означает наличия самого государства, как единой системы управления обществом — для Запада это очень удобная штука, позволяющая контролировать отдельные элитные или силовые группы в бывших своих заморских владениях.
А вот у русских в ментальности и образе мыслей этого нет от слова «совсем» — следовательно, русские всегда предлагают иные решения, направленные на результат, а не на сохранение контроля. Контроль нужен государству, а не внешним игрокам — и русские обеспечивают именно такой вид контроля.
Естественно, это вызывает сильное жжение в филейной части у наших западных «партнеров» — появляются сообщения, что буркинийцы собираются привлечь к наведению порядка легендарную уже ЧВК «Вагнер», к которой у Запада свои счеты — впрочем, наших спецов эти счеты волнуют меньше всего.
Когда полтора миллиона буркинийцев стали «временно перемещенными лицами» из-за действий исламистов, Запад это не волновало. Как не волновала смерть десятков тысяч буркинийцев, погибших от рук исламистов — всего лишь на прошлой неделе их жертвами стали сразу полсотни сотрудников сил безопасности страны в Сахеле.
За последние 18 месяцев военные перевороты произошли в Чаде, Мали и Гвинее — появившиеся вслед за эти русские принялись наводить там порядок. Теперь очередь за Буркина-Фасо, который активно и радостно размахивает российскими флагами на улицах — и буркинийцам есть, за что бороться. Страна считается одной из самых бедных в Африке, хотя и обладает одним из крупнейших запасов ископаемого золота в мире — и если следом за русскими специалистами в стране появятся и российские компании, это будет означать начало подъема этого государства.
Подъема, основанного на порядке, сильной вертикали власти, мощной по африканским меркам армии и механизме разрешения любых внутренних конфликтов.
Елисейский дворец может тихо порыдать в уголке. Русские идут — и идут совсем не там, где их ждали французы с прочими «цивилизованными» странами.