Новая пенсионная реформа Мишустина. Стали известны подробности
Около месяца назад мы писали о том, что правительство может готовить новую пенсионную реформу. К сожалению, это словосочетание («пенсионная реформа») вызывает в обществе вполне обоснованный негатив. Увы, но системные либералы полностью дискредитировали нашу пенсионную систему.
Вместо того, что предпринять реальные шаги, которые решили бы одну из главных проблем страны, сислибы занялись профанацией, повысив пенсионный возраст. К реформе это не имеет никакого отношения, поскольку реформа подразумевает кардинальное изменение основных параметров функционирующего механизма. Здесь же мы увидели только поднятие возраста выхода на пенсию. Конечно, это никакая не реформа.
Предпринятые шаги позволили только лишь отложить крах пенсионной системы на 10-15 лет, но фундаментальные проблемы как были, так и остались. А главная проблема заключается в демографии. Нынешняя пенсионная система разрабатывалась и была эффективной при совершенно иной демографической структуре.
Когда доля граждан трудоспособного возраста постоянно увеличивалась, а доля пенсионеров — снижалась. Тогда, действительно, можно было не только обеспечивать пенсионеров достойными выплатами, но и постоянно повышать их уровень жизни.
Тем не менее, после распада СССР и демографического провала 90-х годов стало очевидно, что пенсионную систему надо менять
Но, увы, реальной пенсионной реформы так и не произошло. По разным причинам. Как по внешним, так и по внутренним. На этот счёт подготовим отдельный материал.
В результате сейчас мы пришли к той ситуации, когда времени у нас остается совсем мало. Если не провести реальные изменения сейчас — то уже через 5-7 лет будет поздно.
Единственный выход, который мы видим (не претендуя на абсолютную истину) является переход к частичной накопительной системе (например, из 22% пенсионных отчислений работающих 15% идет в ПФР как и сейчас, а 7% зачисляется в накопительную часть). В свою очередь, накопительной частью должно управлять государство, инвестируя деньги в реальный сектор экономики (в долгосрочные проекты).
В том случае, если произошла ошибка, от которой никто не застрахован, и часть денег была потеряна, то государство обязано возвратить недостающие суммы гражданам за счет иных источников. Тем не менее, подобные риски минимальны. По управлению тем же ФНБ (той частью, которая уже вложена в проекты реального сектора) мы видим, что ни один проект не стал провальным. Когда происходят долгосрочные вложения, то можно ошибиться в сроках. Например, окупаемость проекта составит 18 лет вместо запланированных 15 лет. Но в этом то и преимущество инвестирования пенсионных средств, в которых главное — чтобы деньги не были потеряны и приносили некоторую доходность. Для будущего пенсионера разницы, когда вернутся его деньги, особой нет. Главное — получить к ним доступ по выходу на пенсию.
С 2023 года правительство объединяет Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) в единый социальный фонд, которым будет управлять Минтруд. Да, к руководству Минтруда особого доверия в настоящий момент нет, но нам важны структурные изменения.
Частично отменяется регрессивная шкала, согласно которой взносы в ФСС пока что равны 2,9% при годовой зарплате выше 1,032 млн рублей, а если выше — то ставка обнуляется. Теперь же будет определен единый страховой взнос, порогом которого станет доход в 1,565 млн рублей в год. По процентам сказать пока что сложно, но, если доход выше 1,565 млн, то ставка обнуляться не будет.
Многие так называемые «эксперты» не увидели особого смысла в данном проекте, поскольку с точки зрения денежных трансфертов, особого смысла он не имеет. Да, упрощается система предоставления выплат через единое окно и цифровизацию. Но разве стоило ради этого заниматься столь кардинальными изменениями и, более того, делать под социальной фонд отдельную «стратегическую инициативу»?
На наш взгляд, смысл здесь совершенно в ином. Мишустин формирует единый Фонд, который станет, с одной стороны, надежной структурой, обеспечивающей социальные выплаты населению, с другой — мощным инструментом финансирования реального сектора экономики. Уже известно, что в новом Социальном фонде будет создан Наблюдательный совет (которого не было ни в ПФР, ни в ФСС), который будет управлять резервными средствами фонда.
Так вот, что это за «резервные средства»? Напоминает условный ФНБ, только в пенсионной системе. Но, конечно, эти резервные средства должны управляться не просто через откладывания на счета и сгорания в инфляции, а через вложения в проекты развития и получения дохода.
Но подробности мы, конечно, узнаем уже ближе к 2023 года, когда структура, цели и задачи нового Социального фонда будут прописаны и представлены.
Константин Двинский