Как «утёнок» превратился в «Hellduck». Западные эксперты о Су-34: «это самый мощный ударный истребитель в мире».
Су-34 — один из немногих современных ударных самолётов, чьё боевое применение произошло намного раньше, чем он начал выпускаться большой серией. Боевой дебют "утёнка" стал неожиданной частью предсерийных испытаний и произошёл не от хорошей жизни. В августе 2008 года российская армия, впервые в постсоветской истории, вступила в боевые действия с регулярными армейскими соединениями другого государства и несмотря на общий и довольно быстрый успех кампании, получила ряд неприятных уроков. Одним из них стали крайне высокие для такого конфликта потери штурмовой и ударной авиации. Лётному командованию, явно недооценившему грузинское ПВО, пришлось срочно менять тактику и стягивать в район боевых действий дополнительные силы. Пара тогда совсем ещё сырых "утят" Су-34 попали, что называется, с корабля на бал. Но со своей задачей, подавлением РЛС "Буков", с высокой помехозащищенностью, справились, по отзывам специалистов, довольно неплохо. Две ключевые позиции местной ПВО в районе Тбилиси и Гори были уничтожены при их непосредственном участии.
Подлинное боевое крещение самолёта произошло в Сирии, где "утёнок" специализировался на решении по-настоящему снайперских задач. Хорошо замаскированные схроны, опорные пункты боевиков, колонны бронетехники и тачанок. Шесть Су-34, размещенных на базе Хмеймим, без дела не простаивали. Они прибыли в Сирию в сентябре 2015 года и почти сразу нанесли мощный удар по крупному лагерю боевиков в сирийской провинции (мухафазе) Халеб. Это был одна из самых результативных операций начала воздушной кампании ВКС в Сирии. Потом такие разящие вылеты стали едва ли не ежедневными. У руководства запрещенного ИГ к "утёнку" должны быть особые счёты. Он не только регулярно утилизировал самых одиозных бандитов, но и лишал их финансовой подпитки. Немало заводов по перегонке и незаконных пунктов продажи сирийской нефти, захваченных боевиками, сгорели от его точных ударов. Доставалось не только бандитам. Как утверждают турецкие СМИ, именно "утята" нанесли самый серьезный урон, когда турецкая армия открыто попыталась помочь своим "прокси" из запрещенной группировки Хайят Тахрир аш-Шам в боях за посёлок Балюн под Идлибом. Теперь 27 февраля 2020 года до сих пор называют самым плохим днём в новейшей истории турецкой армии.
В Сирии Су-34, что называется, нарастил мускулы и из "невзрачного" утёнка, яростно критикуемого зарубежной военной прессой, неожиданно превратился в "Hellduck". Его натовская кодировка "Fullback" (защитник) прижилась не особо. Зато неофициальное прозвище "адская утка", или "бестия" иностранные специалисты, в последнее время, используют при всяком удобном случае.
В свете очередного обострения на Донбассе, и в целом, описывая современные возможности российских ВКС, натовские эксперты оценивают машину совершенно по-другому, чем это было пять-семь лет назад. Тогда "утёнку" предрекали тёмное и неопределенное будущее, но ныне западные специалисты утверждают, что Су-34, который они относят к классу "тяжелых ударных истребителей", нашёл свою нишу в построениях российской авиации и стал весьма грозной силой в её рядах:
"Су-34 может достигать дальности 1864 мили (3000 км) с шестью 1100-фунтовыми корректируемыми авиабомбами (500 кг) , четырьмя ракетами класса «воздух-воздух» и дополнительными баками, а также при полете на большой высоте. Летя над уровнем моря с той же нагрузкой, самолет все еще может преодолеть впечатляющие 1087 миль (1700 км). Он способность нести ошеломляюще большое количество топлива для тактического реактивного самолета, что позволяет выполнять некоторые очень дальние миссии даже без дозаправки в воздухе", — пишет эксперт и исследователь авиации Томас Ньюдек в подробном обзоре популярного американского журнала "Драйв".
Он отмечает, что подобная дальность скорее пережиток "Холодной войны", но с учётом российских просторов и условий и малого количества зарубежных баз ВКС, оно полностью оправдано.
"После Сирии точно можно сказать, что мы имеем дело с самым мощным ударным истребителем на планете. Тяжелее "Адской утки" только перехватчик МиГ-31, а дальше идут бомбардировщики. Но несмотря на большой вес, "Hellduck" способен вести равный маневренный бой с любым истребителем 4-го поколения и несомненно относится к поколению 4+. Его способность нести массу разного вооружения, включая противокорабельные ракеты Х-35, делают "Fullback" одной из самых интригующих российских машин такого класса. Сегодня как минимум пять стран (Алжир, Ангола, Вьетнам, Иран, Сирия) выражают повышенный интерес к его приобретению, а Алжир приобрёл первую партию из 19 самолётов",-пишет в январской статье американский журнал Military Watch Magazine.
Ну что же, "адская утка", так "адская утка", хотя российское название "утёнок" звучит куда милее и приятнее. Но кому надо — пусть боятся, ибо с нашим мирным "утёнком" не забалуешь.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!