Юрий Селиванов: Дежавю исторического размера
«Источником вдохновения» современной американской внешней политики являются русофобские измышления времен гитлеровского третьего рейха
Вряд ли многие посмотрели полную версию вчерашнего заседания Совета безопасности ООН по Украине. А оно, между прочим, этого стоило. Хотя бы ради того, чтобы убедиться до какого плинтусного уровня опустилась западная и. прежде всего, американская дипломатия, которая, фактически, выродилась в поток пропагандистской блевотины, не нуждающейся ни в каких аргументах и фактах. Все кругом виноваты только потому, что Америка всегда права и по другому быть не может – вот основной и единственный принцип этой «дипломатии».
Не удивительно, что российский представитель в Совете безопасности ООН не стал себя утруждать опровержением американских доказательств «российской агрессии», которых в речи представителя США попросту не было. Не считать же таковыми её заявления о размещении российских войск на российской территории, где они и обязаны находиться согласно международному праву.
Василий Небензя, явно сожалея о том, что приходится иметь дело с такими невменяемыми визави, все же сообщил мировому сообществу, что та страна, которая пеняет России за размещение войск на её собственной территории, держит свои войска на военных базах по всему миру и совершает военные агрессии столь же регулярно, как завтракает:
«Маневры США вокруг созыва нашей сегодняшней встречи особенно неадекватны и лицемерны на фоне того, что именно американцы имеют рекордные показатели присутствия войск за пределами своей территории. Американские военные, советники, вооружения, в том числе ядерные, зачастую расположены за тысячи километров от Вашингтона. Не говоря уже о том, что военные авантюры США унесли десятки и сотни тысяч жизней граждан тех стран, куда они несли свою «свободу и демократию». США неоднократно, в том числе в последние годы, применяли силу в отношении других государств без санкции Совета безопасности ООН. В их арсенале односторонние санкции и принудительные меры, угрозы, исполнять которые, как приговор некоего верховного суда, они пытаются заставить всех. Согласно данным американских экспертов, 84 из 193 стран-членов ООН в той или иной степени подвергались оккупации или агрессии США. А в 191 государстве в 20-21 веках, так или иначе, размещались американские войска. По общедоступным данным, США содержат около 750 военных баз в более чем 80 странах мира. Общее число военнослужащих США размещенных за границей – 175 тысяч. Из них более 60 тысяч в Европе. Объем военного бюджета США в 2020 году составил 778 миллиардов долларов, в то время как российский – 61 млрд. долларов. То есть меньше в 12 раз».
Однако самым примечательным для меня, в ходе просмотра этого заседания, стало сильное ощущение «дежа вю», которое обычно возникает тогда, когда вы чувствуете, что все это, или нечто очень похожее, уже где-то видели или слышали. Мне, как историку по образованию, не пришлось слишком долго напрягать память, чтобы понять «откуда ветер дует». И какие именно события исторического прошлого вызывают подобные ощущения.
Для того, чтобы и вы убедились, что в данном случае такие параллели вполне оправданы, предлагаю вам лично ознакомиться с текстами двух документов и оценить меру их сходства. А она такова, что если не делать упор на отдельные исторические особенности и географические различия, впрочем, не очень большие, от ощущения глубинной тождественности этих двух текстов и ментального родства их авторов практически невозможно отделаться.
Первый «текст слов» озвучила накануне посол США при ООН Линда Томас-Гринфилд. Привожу его почти дословно, чтобы не быть обвиненным в выборочном цитировании:
«Уважаемые коллеги, ситуация, с которой мы сталкиваемся в Европе, является неотложной и опасной, и ставки для Украины – и для каждого государства-члена ООН – не могут быть выше. Действия России наносят удар по самому сердцу Устава ООН. Это настолько явная и значимая угроза миру и безопасности, насколько кто-либо может себе представить. После Второй мировой войны Совет был сформирован для рассмотрения именно той угрозы, с которой сейчас сталкивается Украина. Как гласит статья 39, «Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру». Таким образом, наша задача состоит не только в том, чтобы решать конфликты после их возникновения, но и в том, чтобы предотвратить их возникновение в первую очередь. Вот почему сегодняшнее заседание имеет столь важное значение.
Агрессия России сегодня угрожает не только Украине. Это также угрожает Европе. Это угрожает международному порядку, который этот орган призван поддерживать. Устав ООН, который, если он чего-то стоит, отстаивает принцип, что одна страна не может просто перекроить границы другой страны силой или заставить народ другой страны жить под правительством, которое они не выбрали. Мы продолжаем надеяться, что Россия выберет путь дипломатии вместо пути конфликта в Украине. Но мы не можем просто «подождать и посмотреть». Крайне важно, чтобы Совет рассмотрел опасность, которую их агрессивное и дестабилизирующее поведение создает во всем мире.
Во-первых, давайте проясним факты. Россия собрала массивные вооруженные силы численностью более 100 000 военнослужащих вдоль границы с Украиной. Это боевые силы и спецназ, подготовленные к проведению наступательных действий в Украине. Это самая большая – услышьте меня ясно – мобилизация войск в Европе за десятилетия. И пока мы говорим, Россия посылает еще больше сил и вооружений, чтобы присоединиться к ним. Россия уже использовала более 2000 железнодорожных вагонов для переброски войск и оружия со всей России к украинской границе. Россия также перебросила в Беларусь почти 5000 военнослужащих с баллистическими ракетами малой дальности, спецназом и зенитными батареями. Мы видели доказательства того, что Россия намерена расширить это присутствие до более чем 30 000 военнослужащих вблизи белорусско-украинской границы, менее чем в двух часах езды к северу от Киева, к началу февраля. В дополнение к военной активности, мы также наблюдаем резкий всплеск кибератак на Украину в последние недели. Российские военные и разведывательные службы распространяют дезинформацию через государственные СМИ и прокси-сайты. И они пытаются, без всякой фактической основы, изобразить Украину и западные страны агрессорами, чтобы сфабриковать предлог для нападения.
Наращивание военной мощи России на границе сопровождалось новыми требованиями и агрессивной риторикой. Это эскалация агрессии, которую мы наблюдаем со стороны России снова и снова. В 2014 году Россия незаконно вторглась в Крым и захватила его. В 2008 году Россия вторглась в Грузию. Российские войска в настоящее время отказываются покидать Молдову, несмотря на пожелания молдавского народа и его демократически избранного правительства. А на Донбассе в Украине поддерживаемые Россией сепаратисты продолжают разжигать и применять насилие в отношении украинского народа. В последнее время Россия пригрозила предпринять военные действия, если ее требования не будут выполнены.
Если Россия продолжит вторжение в Украину, никто из нас не сможет сказать, что мы не ожидали этого. И последствия будут ужасающими, именно поэтому эта встреча так важна сегодня. Война России на востоке Украины уже убила более 14 000 украинцев. Почти 3 миллиона украинцев, половина из которых пожилые люди и дети, нуждаются в продовольствии, жилье и жизненно важной помощи. Какой бы разрушительной ни была эта ситуация, она бледнеет по сравнению с гуманитарными последствиями полномасштабного сухопутного вторжения, которое Россия в настоящее время планирует в Украине.
На протяжении многих лет российские лидеры утверждали, что Украина не является реальной страной, и ставили под сомнение ее право на самоопределение. Итак, давайте внесем ясность: Украина является государством-членом ООН, которое недавно отпраздновало три десятилетия независимости. Здесь гордый народ и богатая культура. Украина – суверенная страна и суверенный народ, вправе самостоятельно определять свое будущее, без угрозы применения силы. Это не просто убеждение, которого придерживаются украинцы – это право, закрепленное в Уставе ООН, право, которое Россия и любой другой член этого института свободно обязались отстаивать.
Наш международный порядок не идеален. Но он основан на уважении к людям и странам, чтобы управлять собой, защищать себя и общаться с теми, кого они выбирают. Все страны заинтересованы в защите и сохранении этих принципов. И ничто не может быть более фундаментальным. Что бы это значило для мира, если бы бывшие империи имели лицензию на то, чтобы начать возвращать территорию силой? Это поставило бы нас на опасный путь.
Россия, конечно, могла бы выбрать другой путь: путь дипломатии. В последние недели Соединенные Штаты вместе с нашими европейскими союзниками и партнерами, а также другими странами по всему миру, обеспокоенными угрозой России для Украины, продолжали делать все возможное для мирного урегулирования этого кризиса. Во всех этих переговорах наши послания были ясными и последовательными: мы ищем путь мира. Мы ищем путь диалога. Мы не хотим конфронтации. Но мы будем решительными, быстрыми и едиными, если Россия продолжит вторжение в Украину. Мы по-прежнему считаем, что есть дипломатический выход из кризиса, вызванного неспровоцированным наращиванием военной мощи России. Мы работаем над тем, чтобы проводить дипломатию во всех возможных местах. Но мы также знаем, что дипломатия не добьется успеха в атмосфере угрозы и военной эскалации. Именно поэтому сегодня мы вынесли эту ситуацию на рассмотрение Совета Безопасности.
Соединенные Штаты ясно дали понять: если речь действительно идет о проблемах безопасности России в Европе, мы предлагаем им возможность решить эти проблемы за столом переговоров. Проверка доброй воли России в ближайшие дни и недели заключается в том, сядут ли они за этот стол и останутся за этим столом до тех пор, пока мы не достигнем взаимопонимания. Если они откажутся это сделать, мир будет знать, почему – и кто несет ответственность.
Уважаемые члены Совета и другие государства-члены ООН, призываем Вас с ясным взглядом оценивать не только заявления России, но и их действия. Оценить риск, который это представляет не только для границы Украины и ее народа, но и для всех нас. И говорить ясно и решительно в пользу пути дипломатии, а не пути конфликта.
Благодарю Вас, г-жа Председатель».
А теперь второй документ, который был написан восемьдесят с лишним лет назад. При знакомстве с ним вы вряд ли сможете отделаться от ощущения, что именно он и был источником «вдохновения» для американской послицы, только что обвинившей Россию во всех смертных грехах. Мы не сможем здесь процитировать его целиком, он для этого слишком большой. Желающие смогут сделать это самостоятельно по ссылке.
Однако ту его часть, которая посвящена «российской агрессии» и, буквально до состояния неотличимости, сходна с нынешними американскими пропагандистскими упражнениями, мы не можем не представить вашему вниманию. Уж больно красноречиво это «дежа вю» характеризует неизменно русофобскую сущность Запада. Будь то нацистского рейха, или нынешнего «хрустального града демократии на холме» в лице США.
«Нота германского министерства иностранных дел правительству Советского Союза от 21 июня 1941 года
«Антигерманская политика советского правительства сопровождалась в военной области все большим сосредоточением всех имеющихся русских вооруженных сил на протяженном фронте от Балтийского до Черного моря. Еще в то время, когда Германия была сильно занята на Западе, во французской кампании, а на Востоке оставалась лишь совсем небольшая часть немецких войск, русское верховное командование начало систематическую переброску больших войсковых контингентов на восточную границу Рейха, причем особенно массовые сосредоточения были отмечены на границах Восточной Пруссии и Генерал-губернаторства, а также в Буковине и Бессарабии против Румынии. Постоянно усиливались и русские гарнизоны на финской границе. К другим мерам в этой области относилась переброска все новых русских дивизий из Восточной Азии и с Кавказа в Европейскую Россию.
После того, как советское правительство в свое время заявило, что, например, Прибалтика будет занята лишь небольшой армией, только в этой области после ее оккупации сосредотачивалась все более сильная группировка русских войск, которая сегодня оценивается в 22 дивизии. Русские войска все ближе продвигаются к германской границе, хотя с германской стороны не было принято никаких военных мер, которые могли бы оправдать подобные действия русских.
Только такое поведение русских вынудило германский Вермахт принять контрмеры. Кроме того, отдельные соединения русской армии и ВВС выдвинуты на передовые позиции, а на аэродромах вдоль германской границы базируются сильные соединения ВВС. С начала апреля также увеличилось число нарушений границы Рейха и ее все чаще перелетают русские самолеты. То же самое, по сообщениям румынского правительства, происходит и в румынских пограничных областях, в Буковине, Молдавии и по Дунаю.
Верховное командование Вермахта с начала этого года неоднократно обращала внимание внешнеполитического руководства Рейха на эту растущую угрозу Рейху со стороны русской армии и подчеркивало, что за такими действиями могут скрываться только агрессивные намерения. Эти сообщения верховного командования Вермахта со всеми содержащимися в них подробностями предаются теперь гласности.
Если ещё и существовали самые ничтожные сомнения в агрессивных целях сосредоточения русских войск, то они окончательно исчезли после тех донесений, которые получило верховное командование Вермахта в последние дни. После проведения в России всеобщей мобилизации, против Германии сосредоточено сегодня не менее 160 дивизий. Результаты наблюдений последних дней показывают, что группировка русских войск, особенно моторизованных и танковых соединений, произведена таким образом, что русское верховное командование может в любой момент перейти к агрессивным действиям на разных участках германской границы. Сообщения об активизации деятельности разведки и патрулей, а также ежедневные сообщения об инцидентах на границе и столкновениях аванпостов обоих армий дополняют картину напряженной до предела военной ситуации, при которой в любой момент может произойти взрыв.
…Германия не намерена смотреть на эту серьёзную угрозу своим восточным границам и ничего не делать. Поэтому Фюрер отдал германскому Вермахту приказ отразить эту угрозу всеми имеющимися в его распоряжении средствами. Немецкий народ понимает, что в грядущей борьбе он не только защищает свою Родину, но что он призван спасти весь культурный мир от смертельной опасности большевизма и открыть путь к истинному социальному подъему в Европе. Берлин, 21 июня 1941 года».
Как видите, разницы в основной сути практически никакой. И в том и в другом случае во всем виновата Россия, которая, ах какая наглость, размещает войска на своей собственной территории. Зато Запад, и тогда и сейчас, просто натуральное воплощение беспорочности и самых ангельских намерений. Вплоть до всенепременной защиты «всего культурного мира» от восточных варваров.
Почитает такое малосведущий в вопросах истории современный оболтус и наверняка усомнится – а действительно ли Германия напала на Советский Союз? Может, на самом деле все было наоборот — так, как пишет германское министерство иностранных дел? И как вещал на весь мир Гитлер, про то, как он был буквально вынужден начать против России превентивную войну, чтобы остановить её «неминуемую агрессию».
Нынешние США для обоснования своей позиции используют точно такие же «аргументы» гитлеровского пошиба. Запугивая весь мир «неминуемой российской агрессией», а под шумок этих обвинений, без лишней огласки ведут против нашей страны свою собственную «гибридную войну».
Ничто не ново под Луной. И Запад, неважно какой — нацистский или американский, остается все тем же Западом. Хищным, жадным до чужих богатств, беспредельно лживым и абсолютно вероломным. Вплоть до буквального совпадения соответствующих «текстов слов», которые остаются неизменными на протяжении целых исторических эпох.
Юрий Селиванов, специально для News Front