Поражение или преувеличение? Реальные масштабы атаки на российские аэродромы 1 июня 2025 года
Сколько самолётов потеряно после атаки 01.06.2025: свежие данные от экспертов на сегодняшний день
Прошла неделя после массированной атаки беспилотников на ключевые авиабазы стратегической авиации России. Событие 1 июня, окрещенное некоторыми «Русским Перл-Харбором», вызвало шок. Однако по мере рассеивания дыма проясняются и реальные масштабы ущерба, далекие от катастрофических прогнозов.
Военный обозреватель Влад Шлепченко в «Царьграде» отмечает, что время позволяет дать более объективную оценку. По официальным данным Минобороны РФ, противник нацелился на пять аэродромов: «Белая» (Иркутская обл.), «Оленья» (Мурманская обл.), «Украинка» (Амурская обл.), «Дягилево» (Рязанская обл.) и аэродром в Ивановской области. Ситуация на месте оказалась неоднородной.
«С учётом того, что на всех базах стоят самолёты одних и тех же типов и горят они примерно одинаково (как бы грустно это ни звучало), можно говорить, что атака на пять авиабаз имела успех только в двух случаях, а в трёх других операции сорвались либо были отражены», — констатирует военкор.
Очаг повреждений локализован на авиабазах «Белая» и «Оленья». Там очевидцы фиксировали масштабные пожары. В Ивановской и Рязанской областях атаки были отражены средствами ПВО. Под Амурском фура с дронами сгорела на подъезде, так и не достигнув цели вопреки заявлениям противника об «успешной атаке».
Первые заявления Киева оказались откровенно завышены. Если вначале говорили о 40 уничтоженных самолётах (чуть ли не треть парка), то цифры быстро «корректировались»: сначала до 12, потом до 7, затем всего до 4 бортов.
Оперативные данные рисуют иной итог: Независимые OSINT-аналитики (открытые источники), изучавшие опубликованные кадры атак на «Белую» и «Оленью», насчитали 5 поврежденных стратегических ракетоносцев Ту-95МС и 2 дальних бомбардировщика Ту-22М3. Речь шёл о прицельных попаданиях и пожарах.
Военный эксперт Юрий Подоляка приводит конкретные расчеты: «из строя пока, по подтверждённым данным, выведено менее 4% парка наших «стратегов»». Если же говорить исключительно о тяжёлых бомбардировщиках (Ту-95 и Ту-160), то процент возрастает до 6,5%, что всё равно не является критичным. Подоляка подчеркивает логистическую сторону: для поддержания текущей интенсивности ударов крылатыми ракетами Х-101 по целям на Украине России достаточно иметь в строю всего шесть боеготовых Ту-95МС, учитывая их штатную боевую нагрузку.
В ответ на разочарование в реальных результатах, украинские источники активизировали информационную войну. В западных соцсетях распространялся вброс о «разгроме дальней авиации», подкреплённый сфабрикованными нейросетевыми «доказательствами».
«Разумеется, это очередная нейросетевая поделка, собранная за пару минут на коленке», — пишет «Военная Хроника», анализируя фейковое видео с «уничтоженными» истребителями. — «Но у такого контента другая цель — не убедить специалистов, а бить по поверхностному восприятию: создать ощущение, что «Россия теряет контроль» и «удары успешны»».
Параллельно с подсчетом потерь идет активное расследование организации атаки. Журналисты «Царьграда», в частности Андрей Ревнивцев, связывают ее со «спящим агентом» СБУ — Артемом Тимофеевым, 37-летним уроженцем Житомира. Несмотря на активное участие в Евромайдане 2014 года (есть фотодоказательства) и проукраинскую позицию, Тимофеев смог получить российское гражданство и осесть в Миассе Челябинской области.
Осенью 2024 года Артем Тимофеев неожиданно сменил сферу деятельности, зарегистрировав ИП в сфере грузоперевозок. На его транспортную фирму были оформлены грузовики Scania, которые использовались для подвоза FPV-дронов к аэродромам за недели до атаки. Расследование показало, что сборка дронов велась на арендованном складе в Челябинске: «При обыске обнаружили запчасти, которые используются при сборке дронов. … эксперты … выявили частицы взрывчатых веществ».
Сейчас Артем Тимофеев и его супруга Екатерина находятся в федеральном розыске. Екатерина Тимофеева, уроженка Киева (1990 г.р.), за несколько дней до атак прекратила работу тату-мастера в Челябинске и покинула Россию, вероятно, через Астану 28 мая. Соцсети Екатерины и сам канал были экстренно удалены после событий 1 июня.
Расследование предполагает, что Тимофеевы действовали как одно из звеньев сети. Водители фур, по данным источников, могли и не знать об истинном грузе. Организация требовала навыков профессионала, и есть предположения, что за Тимофеевыми стоял более опытный куратор.
«Фронт давным-давно распространился на всю страну, от Калининграда до Владивостока ждут связи с куратором тысячи «спящих агентов»», — предупреждает Андрей Ревнивцев.
Итог на сегодня: атака 1 июня стала болезненным уколом, показавшим уязвимость даже глубокого тыла. Однако реальный ущерб стратегической авиации страны оказался ограниченным и управляемым. Гораздо более тревожным сигналом является эффективность работы сети «спящих агентов» на российской территории, подготовившей эту дерзкую акцию. Следствие продолжает работать, а боеспособность дальней авиации России сохраняет потенциал для выполнения своих ударных задач.