Белоруссия вынуждена запретить литовские грузы, чтобы нанести ответные финансовые потери экономике Литвы

Белоруссия вынуждена запретить литовские грузы, чтобы нанести ответные финансовые потери экономике Литвы

В бывшей Литовской Советской социалистической республике прибыльно строили своё производство за счёт недорогих ресурсов из России. Но главным было то, что Россия покупала всю литовскую продукцию, фактически гарантируя доход литовским производственным предприятиям.

Европа не такая щедрая, за время европейского правления экономика бывшей ЛССР заметно уменьшилась, небольшие очаги нового мелкого производства можно считать незначительными.

Белоруссия тоже фактически обеспечивала уже современный литовский бюджет, вместе с российскими грузами они давали работу ключевым транспортным отраслям небогатой европейской республики. Теперь всё поменялось, финансовый доход почему-то стал играть гораздо меньшую роль в Литве, чем политика, а Белоруссия — мощная индустриальная держава.

Запрет на транзит белорусских калийных удобрений по сути выглядит «местью» за то, что белорусский народ не принял литовскую ставленницу Тихановскую и не сделал её своим президентом. В ответ на Белоруссию посыпались всякие санкции и это продолжается до сих пор.

Запрет транзита удобрений в сущности не так сильно сказался на экономике, Индия закупает 1 млн. тонн белорусских удобрений и они просто будут идти в обход литовских портов, поэтому огромный доход от транзита Литва больше не получит. ЛЖД (железные дороги) и портовая инфраструктура в прежнем виде больше явно не потребуются.

Но самое главное не это, Белоруссия в ответ вводит запрет на перемещение определённого перечня литовских грузов, дороги для ЛЖД и автоперевозок просто закрываются, грузы из Литвы будут теперь идти в обход Белоруссии. Нужно ли говорить, что в таком случае из-за дороговизны доставки, литовские продавцы способны потерять свои рынки?

Если Белоруссия недополучит совсем незначительную часть прибыли за счёт оптимизации торговых путей через российские мощности, то Литве компенсировать такую обходную дорогу для своих грузов просто нечем, если только отдавать свою продукцию намного дешевле.

Белоруссия запрещает с февраля 2022 года транзит нефтепродуктов, и удобрений из литовских портов, ЖД и автоперевозки. В целом по территории Белоруссии проходит примерно 1,5 млн. тонн литовской продукции на общую сумму около 1 млрд.$, но теперь всё будет по другому, придётся ехать в объезд,

Литовские ЛЖД и автоперевозчики после белорусского запрета могли бы посмотреть советский фильм «Айболит-66», где есть сакраментальная фраза: «Нормальные герои — всегда идут в обход».

Мало того, Белоруссия заставит Литву потратиться на целую армию адвокатов, так как Литва фактически нарушила межправительственные соглашения о торговле и в одностороннем порядке вышла из договорённостей. Теперь придётся оплатить белорусским компаниям небольшую утерянную выгоду через евроарбитраж.

Сильно много конечно белорусская компания не потеряет, заказ удобрений из Индии на 1 млн. тонн вообще происходит в обход европейских санкций и теперь не касается Литву по транзиту.

Зато вот литовская экономика потеряет достаточно много, целые отрасли теперь вынуждены будут сократить численный штат сотрудников, хотя люди готовы работать и не поддерживают политическое вмешательство.

Россия помогла Белоруссии и перенаправила продукцию через свои морские порты, а литовские компании получат сотни миллионов евро убытков. Белоруссия вынужденно наносит Литве ответные финансовые потери. Руководство Белоруссии неоднократно обращалось с просьбой договориться, не усиливать конфронтацию, но все просьбы были проигнорированы.