Турецкий вал: чем опасна и почему нужна Украине свободная торговля с Анкарой
15 лет – столько же продолжались переговоры о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и Турцией.
Переговоры начались еще при президентстве Виктора Ющенко и все время являлись одним из приоритетов украинской торговой дипломатии.
Таким образом, торговые переговоры с Анкарой стали самыми длинными из тех, что вел официальный Киев (даже переговоры о более масштабном соглашении с ЕС забрали втрое меньше времени).
Теперь этот «долгострой», наконец, подходит к концу — официальное подписание соглашения (или по меньшей мере — заявление о завершении и скором подписании) ожидается во время визита в Киев президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
Украина либерализирует условия торговли со страной, являющейся четвертым по объему рынком сбыта отечественных товаров (уступая только Китаю, Польше и РФ).
Однако не похоже, чтобы украинский бизнес этому обрадовался.
За годы переговоров с Анкарой у него сложилось не очень оптимистическое мнение по поводу последствий такой ЗСТ – ни одно другое торговое соглашение, подписанное Украиной, не вызвало таких опасений.
Эти опасения особенно усилились в последние месяцы вместе с стремительной девальвацией турецкой лиры.
А соответственно, подписание ЗСТ с Турцией многими воспринимается как политическая уступка Украины – отблагодарить Эрдогана за военную и политическую поддержку. Пусть даже ценой массового банкротства украинских компаний.
Насколько обоснованы такие опасения? И что на самом деле заключено в торговом соглашении с Анкарой?
Договориться с диаметральных позиций
По состоянию на сегодняшний день, до старта действия режима свободной торговли, Украина и Турция имеют противоположные системы тарифной защиты.
Достаточно поздно вступив во Всемирную торговую организацию – аж в 2008 году, Украина была вынуждена согласиться на низкие уровни тарифов. Турция приобрела членство в ВТО гораздо раньше – в 1995 году, а соответственно – вошла туда на гораздо лучших условиях.
Например, согласно условиям нашего членства, средняя таможенная ставка составляет 4,5%, в то время как в Турции – де-факто 11,1%, однако она в любой момент может быть увеличена до 29%. По некоторым позициям таможенная ставка в Турции составляет 100%, 200% или даже 225% (на Украине максимальная ставка не превышает 50%).
А вдобавок – если, вступив в ВТО, Украина потеряла право увеличивать таможенные ставки больше уровня, определенного протоколом о вступлении, то Турция по целому ряду позиций такое право сохранила.
Такая асимметрия должна стимулировать Киев быть очень активным в переговорах с Анкарой. Однако в реальности ситуация оказалась противоположной.
Почему переговоры с Турцией так затянулись?
В первую очередь – из-за неуступчивости сторон. Для турецкой стороны долгое время была неприемлема либерализация торговли продуктами питания, соответственно они предлагали ограничить ЗСТ только промышленными товарами. Или – либерализовать торговлю аграрной продукцией только в пределах небольших квот (в частности, предлагалось взять за основу таможенные квоты ЕС, разделив их на количество стран-членов ЕС).
Конечно, для Украины подобные предложения были абсолютно неприемлемы.
Более того, расчеты десятилетней давности показывали, что даже при условии полной либерализации «ноль на ноль» экономический эффект будет скорее отрицательным.
А соответственно Киев настаивал на том, что на большие уступки должна пойти Анкара.
Перелом в отношениях произошел несколько лет назад, когда казалось, что стороны окончательно зашли в тупик. Фактически было решено проводить переговоры с нуля, и эта попытка вдруг оказалась более удачной.
Асимметричная либерализация
Так о чем удалось договориться?
Соглашение будет охватывать и промышленные и пищевые товары.
Правда, из нее исключены зерновые и масличные культуры, экспорт которых важен для Украины (доля их экспорта в Турцию составляет около 30%). Впрочем, недавно таможенная ставка на них была уменьшена Анкарой до нуля.
Так, как утверждают в правительстве, по указанным товарным группам режим свободной торговли будет хоть и не де-юре, но де-факто. Гарантией сохранения этих пошлин в правительстве видят рост мирового спроса на эти товары.
Ключевое достижение Украины – к отечественным товарам не будут применяться дополнительные увеличенные пошлины выше максимального уровня, установленного членством Турции в ВТО.
Это особенно важно, поскольку эти дополнительные пошлины считались ключевым барьером для украинского экспорта в Турцию.
Впрочем, здесь есть одно исключение – продукция металлургии.
Несмотря на то, что этот экспорт очень важен для нас (за прошлый год он составил $1,97 млрд, доля – около 40%), Киев согласился на право Анкары увеличивать защитные пошлины на эту продукцию в обмен на сохранение Украиной вывозной пошлины на металлолом.
В ответ на отказ Анкары от использования дополнительных пошлин Киев согласился на асимметричное снижение основных пошлин. Так, средняя ставка украинских пошлин будет снижена до 0,5%, в то время как турецких – только до 10%.
Сохранение пошлин будет компенсировано тарифными квотами – возможностью ввоза определенных объемов продукции по нулевой ставке.
Также в соглашении содержатся нормы о полном снятии ограничений с украинского грузового автотранспорта, включая свободный въезд пустых грузовых машин.
Кроме того, обе страны гарантируют для украинских компаний свободный и недискриминационный доступ к своему рынку услуг. Правда, эта норма может иметь обратный эффект – регулирование бизнеса в Турции гораздо проще, чем в Украине. При таких условиях у некоторых украинских компаний может появиться стремление сменить место регистрации на турецком.
Читайте главные новости в Facebook.
Удар по нацпроизводителю или новые возможности?
Какие последствия будет иметь такая либерализация?
К сожалению, оценки бизнеса, правительства и экспертных организаций здесь совершенно противоположны.
Неделю назад Федерация работодателей Украины (ФРУ) провела обсуждение среди представителей бизнес-ассоциаций по поводу возможных последствий заключения ЗСТ с Турцией.
Участники, а это представители металлургии, химической отрасли, легкой промышленности, производства цемента, были единодушны: открытие украинского рынка для турецкого импорта может «убить» целые отрасли украинской промышленности.
При этом, добавляют участники рынка, сейчас эти риски как никогда значительны, ведь из-за девальвации лиры турецкий импорт и так получил преимущества украинской продукции.
А согласно исследованию, подготовленному по заказу ФРУ Центром развития рыночной экономики (CMD-Ukraine), существенный положительный эффект от ЗСТ с Турцией возможен только в случае, если сделка приведет к масштабным турецким инвестициям в украинскую экономику – около $10 млрд.
Иначе эффект может быть либо минимально положительный (при сохранении Украиной части пошлин), либо отрицательный – к падению ВВП на 1,5% при полной отмене Киевом всех пошлин.
Заметим, что финальный формат ЗСТ явно ближе к последнему, крайне негативному сценарию.
Несмотря на это, у правительства имеют противоположные расчеты. По ним ЗСТ ускорит рост украинской экономики в целом на 2,2%.
Разница в прогнозах объясняется фактором региональной конвенции «Пан-Евро-Мед» , к которой присоединились и Украина, и Турция.
А соответственно, после заключения соглашения о свободной торговле стороны смогут использовать принцип диагональной кумуляции происхождения товаров – закупать сырье и комплектующие друг у друга для продажи товаров в другие страны, в первую очередь – в ЕС.
С этим аргументом согласен директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций Вероника Мовчан. По оценкам института, положительный эффект от внедрения ЗСТ с Турцией составит до 4,76%.
«Использование возможностей, предоставляемых конвенцией Пан-Евро-Мед, может существенно увеличить украинский экспорт. Подобную возможность мы уже прописали в ЗСТ с Грузией и Молдовой, однако Турция – это совсем другой уровень промышленного производства. Поэтому эффект будет заметнее», — прогнозирует она. .
По словам Вероники Мовчан, негативная реакция бизнеса объясняется нынешней ситуацией с лирой – за год турецкая валюта потеряла 44% стоимости.
«Этот риск действительно есть, и беспокойство бизнеса понятно. Однако ЗСТ не имеет к этому отношения – при низком уровне торговой защиты даже полная либерализация не будет иметь существенного эффекта. Зато мы наконец-то получим возможность наращивать экспорт с помощью механизмов Пан-Евро-Мед», — объясняет эксперт.
Так или иначе, стремительный рост турецкого импорта, который происходит без подписания ЗСТ, может привести к использованию Украиной инструментов торговой защиты.
И здесь ЗСТ может быть полезно. Как рассказывает руководитель практики международной торговли юрфирмы «Ильяшев и партнеры» Елена Омельченко, которая в 2011 году в составе Минэкономики участвовала в переговорах с Турцией, стороны договорились о включении в соглашение дополнительного механизма, позволяющего применять защитные пошлины в случае резкого роста турецкого импорта из-за действие свободной торговли – однако не выше уровня импортной пошлины, что применялось для вступления в силу соглашения о ЗСТ.
«Этот механизм может стать защитой и от роста импорта в результате девальвации лиры», — отмечает она.
Автор: Юрий Панченко,
редактор «Европейской правды»