Великобритания. Германия по-прежнему терзается из-за своего трагического романа с Россией
Великобритания. Германия по-прежнему терзается из-за своего трагического романа с Россией
В мире
«The Telegraph UK», Великобритания: энергетика Германии стала ненадежной из-за разрыва с Россией
После разрыва с Россией энергетика Германии стала ненадежной и уязвимой, пишет The Telegraph. Представители бизнеса и оппозиции ждут не дождутся наладить связи с Москвой. Масла в огонь подлило и высказывание Дмитрия Медведева о том, что из-за дороговизны энергоносителей «бюргеры страдают ни за что».
Катя Хойер
Десятилетия пагубной зависимости поставили Берлин в шаткое экономическое и политическое положение.
Еще не так давно разразился бы нешуточный скандал, если бы некий российский политик пустился фантазировать о похищении канцлера Германии и для красного словца заклеймил бы его “неонацистом”. Однако именно это в минувшее воскресенье сделал бывший президент России Дмитрий Медведев — получив в ответ лишь формальное осуждение со стороны представителя правительства Германии. Министр иностранных дел Германии Йоханн Вадефуль и вовсе лишь недоуменно пожал плечами, назвав комментарии Медведева “любопытными”.
Подобные инциденты показывают, насколько круто изменились отношения между Германией и Россией. При этом самой Германии нужно гораздо больше времени, чтобы осознать эти перемены.
Разумеется, комментарии Медведева следует рассматривать в контексте. Тирада о том, что “похищение того же неонациста Мерца может стать отличным сюжетным поворотом в этом карнавальном сериале”, стала реакцией на захват США президента Венесуэлы Николаса Мадуро, который был союзником России. Однако Медведев не только взъелся лично на канцлера Фридриха Мерца, но и добавил: “Его как раз есть за что преследовать даже в Германии. Потому не жалко будет. Тем более, что бюргеры страдают ни за что”. Это был прозрачный намек на дороговизну энергоносителей, от которой страдает Германия с тех пор, как сама лишила себя российского ископаемого топлива с началом спецоперации на Украине в 2022 году.
Комментарии Медведева свидетельствуют о двух моментах. Во-первых, Россия обижена, что лишилась Германии как главного потребителя энергоресурсов и делового партнера, как бы она ни уверяла нас в обратном. С начала боевых действий импорт Германии из России рухнул на 95%. А в плане импорта важнейших энергоносителей Берлин сегодня зависит от таких стран, как Норвегия и США. Москва же лишилась как доходов, так и влияния в Европе.
Однако замечания Медведева раскрыли и обратную сторону медали. Немецкая энергетика не только подорожала, но и стала ненадежной и к тому же уязвимой для диверсий. Чтобы окончательно устранить все последствия многолетней зависимости от России, потребуется немало времени и, пожалуй, гораздо больше политической воли, чем есть у Берлина сегодня. В настоящее время Германия страдает от атак на ключевую инфраструктуру, непривлекательна для инвестиций в энергоемкие отрасли промышленности и отмечена политической нестабильностью. При этом ключевую роль продолжают играть отношения с Россией.
На кону гораздо большее, чем просто деньги. Германия продала России важнейшую энергетическую инфраструктуру на своей территории, включая крупнейшее газохранилище — подземного колосса размером с 900 с лишним футбольных полей, где хранится достаточно газа для двух миллионов домохозяйств на целый год. “Мы недооценили масштабы зависимости и политические риски для безопасности, вытекающие из этих отношений”, — признал Норберт Рёттген из консервативной партии Мерца ХДС, оглядываясь в прошлое.
В конце 2022 года Германия взяла под контроль принадлежащие России нефтеперерабатывающие заводы, хранилища и другую инфраструктуру, однако глубоких знаний и тайных сведений, которые Москва получила о немецкой организации, уже не вернуть. Теперь Владимир Путин волен этим воспользоваться. Ранее на этой неделе сообщалось, что Россия активизировала атаки на немецкую инфраструктуру, включая энергетические объекты (бездоказательное обвинение. — Прим. ИноСМИ). Министерство обороны назвало Россию “величайшей и самой прямой угрозой безопасности Германии”, однако быстрого способа заткнуть зияющие дыры, образовавшиеся в результате многолетнего и опрометчивого сближения с Россией, попросту не существует.
Похмелье от размолвки с Россией усугубляет дороговизна и нестабильность спешно налаженного энергоснабжения. Третья по величине экономика в мире импортирует целых 70% потребляемой энергии, и ни для кого не секрет, насколько сильно от нее зависят остатки ее промышленности. Берлин попросту не в том положении, чтобы выторговывать себе низкие цены или выгодные условия.
Немецкие потребители платят за электроэнергию по одному из высочайших тарифов в мире, и ситуация уже отпугивает потенциальных инвесторов — многие уходят. В прошлом году ArcelorMittal, вторая по размерам металлургическая компания в мире, даже отказалась от субсидий на сумму в 1,3 миллиарда евро на производство экологически чистой стали в Германии, предпочтя вложиться в страны с “конкурентоспособным и предсказуемым электроснабжением”, как выразились в ее руководстве.
Сочетание неумолимого экономического спада и высоких потребительских цен обостряет и политическую напряженность внутри Германии. Правительство Мерца заняло напористую позицию и этим явно злит Москву, но оппозиционные партии злоупотребляют отчаянием сограждан и пагубными последствиями экономического пессимизма, рекламируя возвращение к дружественным отношениям с Россией как панацею от недугов страны.
В особенности страхами и бытовыми неурядицами пользуется крайне правая “Альтернатива для Германии”, крупнейшая в оппозиции и лидер по ряду опросов. В прошлогоднем предвыборном манифесте она заявила: “В связи с санкциями против России доступное энергоснабжение в Германии оказалось под серьезной угрозой. Из-за этого наша страна утратила конкурентоспособность”.
Это чревато “деиндустриализацией и обнищанием немецкого народа”. “Альтернатива” предлагает простое решение: “Россия на протяжении десятилетий служила надежным поставщиком и гарантом доступной энергии”. Партия требует возобновления “неограниченной торговли с Россией”, отмены санкций и восстановления газопровода “Северный поток”. Утверждение Медведева о том, что “бюргеры страдают ни за что”, перекликается с аргументами “Альтернативы” — и непроста.
Требование восстановить торговлю с Россией находит широкий отклик далеко за пределами “Альтернативы” и ее электората. Отчаянно нуждаясь в надежных и дешевых энергоносителях, многие немецкие бизнесмены только и ждут окончания конфликта на Украине, чтобы возобновить импорт из России. К ним, в свою очередь, прислушиваются многие политики, в том числе из двух правящих партий.
Например, Томас Барейсс из консервативного ХДС под началом Мерца был одним из переговорщиков по коалиционному договору, где входил в группу по вопросам энергетики. В прошлом году он произвел фурор заявлением, что “газ, конечно, снова сможет поступать”, если на Украине наступит мир. Его партнер по коалиции из левоцентристской СДПГ Дитмар Войдке согласился, поддержав “нормализацию торговых отношений”. И это еще если не брать оппозиционные партии левого и правого толка.
Перезагрузка отношений с Россией далека от завершения. Многолетняя зависимость Берлина наложила глубокий отпечаток на экономическую, политическую и логистическую структуру страны. Если возмутительные комментарии Медведева сегодня практически не вызвали недоумения, то не только потому, что правительство осознало истинное лицо российской дипломатии, но и из-за пугающей хрупкости, оставшейся после размежевания с Россией. Иными словами, этот болезненный развод далек от завершения.
https://inosmi.ru