Нынешние власти не волнует спад производства, они в истерике от падения цен на нефть. Почему так?

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Нынешние власти не волнует спад производства, они в истерике от падения цен на нефть. Почему так?СегодняСегодня31,2 тыс2 минНынешние власти не волнует спад производства, они в истерике от падения цен на нефть. Почему так?

Для начала сформулируем парадоксальный, казалось бы, вывод. Если кратко – ни снижение экономической активности за пределами финансируемых правительством отраслей, ни «инфляция для бедных», ни возможное кредитное сжатие (когда никто не хочет кредитовать никого) на самом деле не так уж и беспокоило правительство, сосредоточенное на выполнении приоритетных для себя задач. Такая парадоксальная ситуация сложилась потому что после распада СССР в России построили нечто такое, что сложно даже описать.

В последние месяцы даже ручной Росстат начал фиксировать спад практически во всех отраслях экономики, кроме того сектора, который активно поддерживается государством.

Если в 2023-2024 годах экономика росла темпом больше 4% в год, то в этом году регулятор ожидает кратное падение прироста, до коридора в 1-2%. По I кварталу тенденция видна — плюс 1,7% против 5,4% за аналогичный квартал прошлого года.

Сокращение деловой активности за пределами секторов, финансируемых правительством, для нынешней российской элиты — нормальный элемент политики структурной трансформации, в ходе которой, рано или поздно каждый должен будет занять то место, которое ему определит правительство, с лопатой в руках, за рулем, или у станка, без этих всяких ваших креативных активностей и самодеятельных заработков, с контролем потребления и несокрушимой системой социальной иерархии.

Экономика идет в этом направлении, не очень быстро, но уверенно. Проблема здесь у правительства только в одном – для финансирования приоритетных секторов ему нужны деньги, а замедление неприоритетной части экономики означает сокращение налоговых поступлений.

Правительству было бы и это безразлично, если бы оно имело в своем распоряжении достаточно доходов от нефти, но вот именно с ними-то и возникли проблемы, пока небольшие, но кто знает, как будет дальше. Нефтегазовые доходы федерального бюджета в мае 2025 г. сократились на 35% в сравнении с маем 2024 г., а в абсолютном выражении – на 281 млрд руб. (до 512,7 млрд руб.).

Ключевую роль сыграло падение цен на нефть: по данным Минфина, доходы по НДПИ на нефть снизились на 43%, или на 405 млрд руб. Доходы по НДПИ и экспортной пошлине на газ снизились в общей сложности на 79 млрд руб., а по НДПИ на газовый конденсат – на 17 млрд руб.

По меркам российского бюджета это не так уж и много, но… — кто скажет, как пойдут дела дальше, учитывая повышение квот ОПЕК+ и торможение спроса на нефть в Китае, если средние цены Brent после 2025 года не будут подниматься выше $65 за баррель (с поправкой на долларовую инфляцию).

В этих условиях потери бюджета будут зависеть от дисконта Urals к Brent, и вот здесь политика правительства будет влиять на нефтегазовые доходы сильнее, чем это было, к примеру, в 2022 году, когда временный рост цен компенсировал потери от увеличения дисконта.

А поскольку правительство от своей политики отказываться не будет, то оно учитывает возможности сокращения нефтяных доходов — и теперь заинтересовано в оживлении экономики за пределами «обрабатывающих производств» — для того, чтобы рост налогов «с людей» компенсировал сокращение налогов с нефти.

Иными словами, ни о каком развитии, рывке в будущее правительство даже и не думает. Главное для нынешней олигархии – иметь средства для того, чтобы откупиться от населения, раздав ему нищенские подачки, чтобы оно не мешало империалистам выкачивать из страны ренту, на которую именно они и имеют полное право.

Источник