Что скрывает Трамп за лозунгом «Сделаем Америку снова великой»
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Что скрывает Трамп за лозунгом "Сделаем Америку снова великой"СегодняСегодня2469 мин
Здравствуйте, Дональд Трамп, будучи президентом США в 2017–2021 годах и вернувшись в Белый дом в 2025 году, сделал возвращение промышленного производства в США ключевым элементом своей экономической политики. Его лозунг «Сделать Америку снова великой» (Make America Great Again) во многом опирается на идею реиндустриализации, создания рабочих мест, укрепления национальной экономики и поддержку отечественных производителей. Звучит очень патриотично, не правда ли? Но так ли это?
Одним из главных инструментов Трампа для защиты американской промышленности стало введение высоких тарифов на импортные товары. В 2018 году он объявил о пошлинах на сталь (25%) и алюминий (10%), что, по его замыслу, должно было стимулировать внутреннее производство, снизить зависимость от импорта и возродить сталелитейную отрасль. В 2025 году Трамп продолжил эту политику, объявив о дальнейшем повышении тарифов, включая удвоение пошлин на сталь и алюминий до 50% и введение 25%-ных тарифов на автомобили, произведенные за пределами США. Эти меры направлены на то, чтобы сделать импортные товары дороже, тем самым стимулируя спрос на продукцию американских производителей.
В 2017 году администрация Трампа провела масштабную налоговую реформу, снизив ставку корпоративного налога с 35% до 21%. Это было сделано для того, чтобы повысить привлекательность США для бизнеса и стимулировать компании переносить производство из-за рубежа. Кроме того, Трамп обещал налоговые льготы для компаний, которые возвращают свои производственные мощности в США. Ещё Трамп активно выступал за дерегуляцию, отменяя ограничения на добычу нефти и газа на федеральных землях и приостанавливая выдачу разрешений на установку ветряных электростанций. Эти шаги были направлены на снижение стоимости энергии для промышленности, что, по мнению его администрации, должно было повысить конкурентоспособность американских производителей. Также Трамп давил и просто на патриотизм американских бизнесменов — активно призывал их компании переносить производство в США, подкрепляя это риторикой о необходимости защиты «души страны» и создания рабочих мест.
Наконец, в этих же целях Штаты устроили конфликт в Европе. Хочу заметить, что даже сам Трамп не раз говорил фразу: "Обама дал Украине полотенца, а я дал им Джавелины". Этим он давал понять, что именно он начал вооружать Украину, чтобы как итог такой политики — европейские производства и мозги начали убегать в США из-за энергокризиса и угрозы большой войны в Европе. И надо сказать, что частично этот план удался — в США действительно начали перемещаться многие европейские предприятия, примеры которых я не раз приводил в своих предыдущих статьях. Но является ли политика Трампа действительно патриотичной и в интересах простых американских работяг? Тем более что перемещение производства в США не обязательно создает рабочие места для американцев, так как компании часто привозят собственных специалистов. Где же тут выигрыш для простого Билла?
А ещё не так давно Китай выпустил шуточный ролик, где с помощью нейросетей показал, как "исключительные" американцы шьют лифчики и собирают смартфоны. Ролик вызвал бурные обсуждения и показал очевидный факт, что американцы, привыкшие к нормальным зарплатам и работая к примеру дизайнерами или программистами, вряд ли станут конкурировать с азиатскими рабочими и шить нижнее бельё за гроши. Средняя почасовая зарплата в США в 2024 году составляла около $34, тогда как в Китае — менее $6 для аналогичных профессий. Чтобы американская промышленность стала конкурентоспособной, пришлось либо резко снизить зарплаты, что противоречит интересам работников, либо субсидировать производство, увеличивая дефицит бюджета, который и без того огромен.
Что же касается пошлин, введенных Трампом еще в свой первый президентский срок, введение высоких тарифов на импорт, таких как пошлины на сталь и алюминий, не привело к ожидаемому возрождению промышленности. Напротив, эти меры вызвали рост издержек для американских компаний, зависящих от импортного сырья. Например, исследование Федеральной резервной системы показало, что тарифы 2018 года привели к потере рабочих мест и росту цен, что подорвало конкурентоспособность американских производителей. Кроме того, страны, пострадавшие от пошлин, подали жалобы в ВТО, а некоторые, включая ЕС, ввели ответные тарифы, что ударило по американскому экспорту.
Торговая политика Трампа, включая тарифы, привела к росту цен на потребительские товары, что усилило инфляцию. С 2019 по 2023 год индекс потребительских цен на продовольствие в США вырос на 25%, что частично связано с торговыми войнами и локдаунами во время пандемии. Это подрывает покупательную способность американцев и вызывает недовольство среди потребителей. Кроме того, экономисты указывают на противоречия в реформах Трампа. Снижение налогов и увеличение расходов на инфраструктуру могут привести к росту бюджетного дефицита, что вызвало критику даже со стороны его сторонников, таких как Илон Маск. Дело дошло уже до открытого скандала и говорят, даже драки в Белом доме.
Как видим, политика Трампа по возрождению промышленности ведет не к благосостоянию американцев, а скорее наоборот и вызывает столь бурную критику, что под раздачу попадают даже ближайшие соратники Трампа. Недовольны Трампом и остальные бизнесмены, не только Илон Маск. Современная экономика США глубоко интегрирована в глобальные цепочки поставок, и попытки изоляционизма, такие как введение высоких тарифов, создают неопределенность для бизнеса. Перенос производства в США требует значительных затрат времени и денег, а также перестройки сложных логистических цепочек. Торговая война Трампа с Китаем и другими странами осложняет международные отношения. Китай, крупнейший держатель американского долга, не поддался давлению тарифов, а ответные меры Пекина ударили по американским фермерам и экспортерам. Кроме того, европейские страны, такие как Великобритания и Польша, начали наращивать собственный оборонный потенциал, что снижает спрос на американское оружие и подрывает позиции США как гаранта безопасности.
Так ради чего все эти жертвы и мордобой в Белом доме? А вот ради чего. Согласно показаниям командующего вооруженными силами США в Европе генерала Кристофера Каволи, данным им в Конгрессе, Россия производит боевые машины и боеприпасы «беспрецедентными темпами». Российская оборонно-промышленная база по оценкам западных аналитиков выпустит в этом году 1500 танков, 3000 бронемашин и 200 баллистических и крылатых ракет «Искандер». Для сравнения, США строят всего 135 танков в год и больше не строят новые боевые машины Bradley. Помимо оборудования, Россия значительно расширила производство боеприпасов. Европейское командование США оценивает, что Россия может производить 250 000 артиллерийских снарядов в месяц, что позволяет ей создать запас, в три раза превышающий запас США и Европы вместе взятых. А ведь есть ещё Китай.
Серия военных игр, проводимых американскими аналитиками, показала, что в случае крупного регионального конфликта, например, войны с Китаем в Тайваньском проливе, количество используемых США боеприпасов превысит текущие запасы Министерства обороны США. По результатам серии военных игр, у Соединенных Штатов закончатся некоторые боеприпасы, в частности, дальнобойные высокоточные боеприпасы менее чем за неделю. Из-за этих недостатков Соединенным Штатам будет сложно поддерживать затяжной конфликт. В ходе почти двух десятков итераций военной игры CSIS , в которой рассматривалась война США и Китая в Тайваньском проливе, Соединенные Штаты в среднем расходовали более 5000 ракет дальнего радиуса действия за три недели конфликта. Но американцы столько не производят. А чтобы резко увеличить темпы производства, невозможно резко взять из воздуха производственные линии и квалифицированных рабочих. Чтобы понять, как США планируют подготовиться к такому рода конфликту, окунемся в историю.
Во время Второй мировой войны США провели беспрецедентную трансформацию своей промышленной базы, переориентировав гражданские заводы на производство военной продукции. После нападения на Пёрл-Харбор в декабре 1941 года президент Франклин Д. Рузвельт в 1942 году создал Совет по военному производству (War Production Board, WPB), который координировал этот масштабный процесс. WPB направлял усилия по перестройке национальной промышленности на выпуск военной техники и материалов, что позволило США значительно превзойти страны Оси по объёмам производства.
Например автомобильный гигант Ford переоборудовал свои заводы для производства бомбардировщиков B-24 Liberator. Завод Willow Run в Мичигане стал крупнейшим в мире сборочным предприятием, выпуская один бомбардировщик каждые 63 минуты на пике производства. GM переключила свои автомобильные заводы на выпуск танков, таких как M4 Sherman, а также артиллерийских орудий, грузовиков и деталей для самолётов. Компания произвела более 500 000 военных транспортных средств. Chrysler перешла от производства легковых автомобилей к выпуску танков M3 и M4, а также компонентов для противотанковых орудий. Завод Detroit Tank Arsenal стал ключевым поставщиком бронетехники. Boeing уже была авиастроительной компанией, но она значительно расширила производство, сосредоточившись на выпуске бомбардировщиков B-17 Flying Fortress и B-29 Superfortress, увеличив мощности гражданских линий.
General Electric — производитель бытовой техники и электрического оборудования перешёл на выпуск турбонаддувов для самолётов, радаров и электроники для военных нужд. Westinghouse Electric — компания, известная бытовыми приборами, начала производить торпеды, радиолокационное оборудование и электрические системы для военных кораблей. Производитель швейных машин Singer переключился на выпуск деталей для огнестрельного оружия, включая пистолеты M1911, и компонентов для артиллерийских систем. International Harvester — компания, специализировавшаяся на сельскохозяйственной технике, начала выпускать военные грузовики, тракторы для инженерных войск и артиллерийские тягачи. Packard переоборудовала свои линии для производства авиационных двигателей Rolls-Royce Merlin, которые использовались в истребителях P-51 Mustang.
Производитель холодильников Frigidaire перешёл на выпуск пулемётов, авиационных компонентов и деталей для артиллерийских снарядов. Eastman Kodak — компания, известная своими фотоаппаратами и плёнкой, начала производить оптические прицелы, линзы для аэрофотосъёмки и взрыватели для бомб. Goodyear переключилась с производства автомобильных шин на выпуск шин для военных самолётов, а также надувных лодок и спасательных плотов. IBM, занимавшаяся вычислительной техникой, производила бомбовые прицелы, системы управления огнём и даже винтовки M1 Carbine. Производитель пишущих машинок Underwood перешёл на выпуск винтовок M1 Carbine и компонентов для артиллерийских систем. Willys-Overland Motors — компания, известная своими автомобилями, стала основным производителем джипов Willys MB, которые стали иконой военной мобильности.
Заводы, ранее производившие автомобили, бытовую технику и даже пишущие машинки, были переоборудованы для выпуска оружия, самолётов, танков и других критически важных материалов. Например, автомобильная промышленность США, которая до войны производила миллионы легковых автомобилей, полностью остановила их выпуск к февралю 1942 года, переключившись на военные заказы. Заводы работали круглосуточно. К 1945 году США произвели более 2,7 миллиона единиц военной техники, 300 000 самолётов и 86 000 танков. Вот для чего Трампу нужно возвращение промышленности в США. Сейчас на военные рельсы переводить фактически нечего. Сначала нужно вернуть производство и привлечь специалистов. Так что за лозунгом Трампа "Сделаем Америку снова великой" и его программой реиндустриализации скрывается не что иное, как подготовка США к войне. А это значит, что любые неудачи США на этом пути были бы нам и Китаю только на руку. И судя по открытому конфликту Трампа с Маском и отменой тарифов, дела у американцев в этом направлении действительно идут пока неважно.