«Здравствуй, Володя Путин. Ты хороший, давай с тобой дружить. Твоя Джорджа»

«Здравствуй, Володя Путин. Ты хороший, давай с тобой дружить. Твоя Джорджа»

Италия и Франция хотят прямых переговоров с Россией. Другие европейцы пока раздумывают.

Премьер-министр Италии Джорджа Мелони на ежегодной пресс-конференции потребовала немедленно возобновить прямой диалог Европы с Россией. «СП» убедилась, что в Италии призывы Мелони к возобновлению переговоров широко освещаются ведущими изданиями. Связно это, похоже, с тем, что Италия хочет играть все большую роль в европейской политике и особенно в урегулировании украинского конфликта.

В частности, издание Stampa напоминают, что Мелони фактически повторила слова президента Франции Эммануэля Макрона, который месяцем ранее также требовал провести двусторонние переговоры с Россией. По данным информагентства ANSA, Мелони выступила за назначение единого спецпосланника Евросоюза для переговоров с Владимиром Путиным, чтобы избежать «слишком многих голосов».

Итальянские обозреватели подчёркивают, что заявление Мелони — это не реверанс в сторону Кремля, а попытка найти «европейский путь» к миру, независимо от американского посредничества. Такая позиция, отмечают ANSA, хоть и созвучна недавним призывам Макрона, однако остаётся спорной внутри Евросоюза, где многие страны опасаются, что преждевременный диалог с Москвой без чётких условий может ослабить позицию Киева в будущих переговорах.

Кроме того, и сама Мелони, как пишет Reuters, считает пока преждевременным возвращение России в «Большую восьмерку» — которое, впрочем, России и не нужно. Позицию Мелони, что Евросоюзу нужно говорить с Россией, поддержали и многие итальянские политологи. Например, Альессандро Орсини, часто комментирующий отношения Италии и России, который и ранее ранее критиковал расширение НАТО и дипломатическую слабость Евросоюза.

— Мы видим, что ведущие западные медиа и политики серьезно переоценивали возможности НАТО и недооценивали возможности России, — говорит Орсини в интервью Il Fatto Quotidiano и другим изданиям. — Расширение НАТО, страдающего комплексами превосходства, на восток стало причиной множества трагедий.

И бедная Украина тоже стала жертвой несостоятельности Европейского союза, который в военном отношении ничто по сравнению с Россией. Россия политически разрушила Евросоюз. С политической точки зрения Евросоюз уже мертв. Опрошенные Sole 24 Ore и Corriere della Sera называют инициативу Мелони попыткой вернуть лидерство Европы в мирных переговорах, но отмечают, что отсутствие единой стратегии Евросоюза ослабляет её шансы на успех.

Ведь даже мнение Орсини, который адекватно оценивает слабость европейцев и НАТО в целом, не стало мейнстримом. Часть экспертов (например, активно выступающий в прессе бывший министр обороны Италии Гвидо Крозетто) предлагают не выстраивать с Россией диалог, а наоборот, окапываться и уходить в глухую оборону.

Во Франции, как и в Италии, реакция на пророссийские инициативы Мелони и Макрона также вызвала резкую поляризацию в экспертных и политических кругах. Monde, опросив дипломатов, пишет, что существенное недоверие между Брюсселем и Москвой затрудняет достижение реального прогресса в переговорах.  Ряд французских СМИ, включая France24, подчёркивают, что французское руководство «приветствует готовность Путина вести переговоры» при условии, что это будет чётко согласовано и включит коллективные интересы Европы.

При этом сама возможность переговоров трактуется скорее как инструмент дипломатического давления. Проблема лишь в том, что даже внутри Европы нет единства по главным вопросам, которые можно было бы вынести на переговоры с Россией, констатирует France24.

На саммите в Париже 7−8 января европейцы переругались — отправлять на Украину своих солдат или нет. В целом итальянские и французские политики согласны, что Евросоюзу надо перестать полагаться исключительно на американское посредничество в мирных переговорах, пишут Italy News.

Но пока что США имеют четкую и недвусмысленную позицию, которую поступательно продвигают. А европейцы даже не могут договориться между собой. Так что, похоже, перезапуск дипломатических контактов вряд ли возможен: Путину в Европе просто не с кем и не о чем говорить. Не общаться же с дислексичными клоунами?!