США атаковали Путина его же приёмами
Время идет, а обещанный нам политический конец света все никак не наступает. Торопившая США с письменным ответом на наши предложения в сфере безопасности Россия не торопится выдавать свою собственную реакцию на контрпредложения Запада. Вместо этого Путин взял паузу и заполняет ее тихой дипломатией с ведущими европейскими державами.
В первый день этой рабочей недели в гостях в Москве — француз Макрон, через несколько суток — англичанка Лиз Трасс, еще через несколько дней — немец Шольц. Взять паузу в период острого международного кризиса — это обычно хорошая идея, позволяющая остудить горячие головы и сломать динамику конфронтации с ее постоянным наращиванием ставок. А еще подвешивание ситуации — излюбленный путинский политический прием, помогающий ВВП дезориентировать противников, сохранять себе свободу маневра и до последнего момента не раскрывать свои карты.
Однако в политике нет универсальных отмычек. На путинскую стратегию создания искусственного вакуума Америка отреагировала искусственным заполнением этого вакуума. И не важно, что эта искусственная начинка от янки является, с нашей точки зрения, полной туфтой. Важно то, что американская стратегия работает.
Сколько разных заголовков можно придумать на одну и ту же тему? Я всегда считал это количество конечным. Но в последние месяцы мои западные коллеги каждый день доказывают, как сильно я ошибался. В 2022 году мы живем в сплошном «дне сурка». Даты на календаре меняются, а на первых полосах ведущих англоязычных СМИ друг друга сменяют лишь различные вариации темы «вторжение России на Украину неминуемо».
Я не сказал ровным счетом ничего нового? Новое состоит в том, что, взирая на эту ситуацию, мы напрасно считаем западников лохами. Постоянно долбя в одну и ту же точку, те, кто на Западе размахивают дубиной информационной войны, сумели создать иллюзорную версию реальности — версию, которая в глазах западного обывателя выглядит гораздо более реальной, чем сама реальность.
Чем это чревато? Часть последствий уже давно известна и просчитана. Задумавшаяся было в период Трампа о необходимости своей хотя бы частичной «стратегической автономии» Европа вновь пинками загоняется в «атлантическое стойло». То же самое происходит и с Украиной: в общественное сознание соседней страны молотком вбивается тезис о том, что Америка — единственный заступник и единственное спасение от обезумевшего русского медведя. Демонизация России в глазах жителей «большого Запада» в значительной мере парализует и нашу внешнеполитическую и внешнеэкономическую активность.
Мы поставлены в положение человека, который вынужден постоянно оправдываться, но при этом в принципе не может оправдаться. Ведь если пресловутое «нападение России на Украину», как я на это надеюсь, в конечном итоге так и не материализуется, то как на Западе это объяснят? Понятно как: мы давили на русских, давили — и в итоге они поддались и отказались от своих злодейских планов! Слава нам!
Если такое объяснение будет сопровождаться устраивающим Россию компромиссом по важным для нас вопросам европейской безопасности, то это вполне можно пережить. Но вот в чем я вижу сильно недооцененную опасность: созданная американским «военно-информационным комплексом» иллюзорная реальность может обрести свою собственную внутреннюю динамику и «вторгнуться» уже в ту действительность, которая есть.
Директор Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Владимир Ермаков заявил в этот понедельник РИА «Новости»: «В вопросах международной безопасности и стратегической стабильности мы ориентируемся отнюдь не на электоральные циклы США. У нас также нет стремления устанавливать какое-то «расписание» или искусственные временные ограничения для переговорщиков».
С точки зрения уместной для великой державы политической риторики это абсолютно правильная позиция. Но вот является ли она столь же правильной с точки зрения политических реалий? Американский политический класс живет именно своими «электоральными циклами». А приближающаяся кульминация этих циклов — промежуточные выборы в ноябре этого года — подталкивает обе ведущие партии к ужесточению своей позиции по отношению к России.
Чего конкретно я опасаюсь? Того, что под влиянием своей же собственной пропаганды у Америки «сорвет резьбу». В американском Конгрессе все громче звучат призывы к введению санкций против России в превентивном порядке — не дожидаясь «вторжения на Украину». Обладающая сейчас большинством и в Сенате, и в Палате представителей администрация Байдена эти призывы пока сдерживает. Но сколько еще продлится это «пока»? Сохранится ли большинство у партии Байдена по итогам выборов? И не сложится ли еще перед выборами ситуация, когда демократы сочтут политически выгодным для себя поддержать идею превентивных санкций? Если что-то подобное произойдет, то наше пространство для внешнеполитического маневра сильно сузится (выбрал наиболее мягкую формулировку из возможных).
Конечно, Россия никак не может повлиять на американские электоральные циклы. Но она может повлиять на тот «месседж», который она посылает (или не посылает) миру. Американский «месседж» миру при всей его примитивности и ложности предельно понятен и укладывается в одно предложение: злые русские хотят схарчить Украину, а мы сбиваемся с ног, чтобы не дать им это сделать.
А какой сигнал миру посылаем мы? Примите наши ультимативные требования в сфере безопасности, а не то мы сотворим нечто такое, от чего мир содрогнется! В чем конкретно будет состоять это «нечто такое», мы не расшифровываем, но американцы «любезно» делают это за нас.
Вот и получается: мы стали «мальчиком для битья» в мировой информационной войне не только и не столько потому, что наша «информационная дубина» не такая большая и не такая мощная (если бы канал RT не был эффективен, его бы не гнобили на Западе с таким ожесточением). Мы оказались там, где оказались, потому что отдали нашим контрагентам возможность единолично интерпретировать наши действия.
Можно ли было избежать такого положения дел? Отвечу прямо: не знаю. Мы делаем свои выводы, основываясь, вероятно, на десятой части той информации, которая доступна для Путина. Но вот на какой фрагмент доступной нам информации ВВП точно стоит обратить внимание: американцы научились использовать его фирменные политические приемы в своих интересах. В путинском политическом инструментарии, возможно, пора освобождать место для чего-то нового.