Торжество фейков и кризис веры. Украинский кризис стал ударом по американской репутации
До недавних пор разоблачение американских фейков или выражение подозрений (более чем обоснованных) в неправдивости заявлений официальных представителей вашингтонской администрации было уделом российских информационных ресурсов, которые их идеологические противники с презрением называют пропагандистскими.
Но то ли что-то в мире изменилось в последнее время, то ли сами американские власти, с непроницаемым выражением лица озвучивая одну бездоказательную нелепость за другой, так увлеклись игрой в виртуальную реальность, что не заметили, как перешагнули незримую черту, за которой накопившийся за долгие годы груз сомнений в их искренности перерос в стойкое и подкреплённое неопровержимыми фактами недоверие.
Началось всё, конечно, не вчера, и даже, фигурально выражаясь, не позавчера. На Западе в эпоху информационных войн, которые стали неотъемлемым элементом войны холодной, распространение самой ужасной дезинформации о потенциальном противнике (в те годы им был СССР) было поставлено на поток. Впрочем, поначалу это было не так заметно. Союз и сам часто подставлялся, старательно замалчивая неприятные факты, выходившие за рамки представлений о правильном функционировании первого в мире социалистического государства. Тут и трагические события в Новочеркасске в 1962-м, и авария на ЧАЭС, о которой Горбачёв соблаговолил известить сограждан только через три недели после взрыва, и много чего ещё.
После 1991 года, когда необходимость бороться с Советским Союзом отпала, а Запад в качестве моральной победы над СССР получил сумасшедший и практически неисчерпаемый (как тогда казалось) кредит доверия, кое-кто в США решил использовать ситуацию для решения иных тактических и стратегических задач. И потому, когда потребовалось оправдать первую войну против до тех пор вполне себе ручного режима Саддама Хусейна в Ираке, весь мир потрясла леденящая сердце история о зверствах иракских солдат в кувейтском роддоме. Как позже оказалось, от начала до конца придуманная американским PR-агентством Hill & Knowlton, и озвученная 15-летней Наирой ас-Сабах (дочерью посла Кувейта в Вашингтоне).
Ради оснований для начала второй иракской войны Вашингтон использовал ещё более тяжёлую артиллерию в лице тогдашнего Госсекретаря США Колина Пауэлла, который на одном из заседаний Совбеза ООН потряс пробиркой с белым порошком, утверждая, что у него в руках неопровержимые доказательством наличия и производства в Ираке химического оружия. В итоге Ирак был захвачен и до сих пор представляет собой образец полностью разрушенной и оккупированной страны, Саддам был пойман и казнён, но никаких следов химоружия найдено не было.
О том, что всё это очередной подлог на высшем уровне, стало известно из обнародованного в 2007 году так называемого протокола Меннинга — секретного документа о встрече президента США Джорджа Буша-младшего и премьер-министра Великобритании Тони Блэра, состоявшейся 31 января 2003 года и посвящённой началу войны в Ираке. Как следует из протокола, администрация Буша заранее решила развязать войну против Хусейна и готова была «выкрутить ООН руки», чтобы получить необходимую для начала вторжения резолюцию. В те времена они ещё пытались руководствоваться процедурой.
В качестве ещё нескольких ярких примеров западной лжи можно вспомнить «обстрел» сербскими военными боснийского Сараево, с чего началось расчеловечивание сербов западной пропагандой и приравнивание их к нацистам, при полном игнорировании преступлений противоположной стороны (бошняков и хорватов) во время гражданской войны в Югославии. Сирийскую девочку Бану, живописавшую в твиттере «ужасы» диктаторского режима президента Башара Асада. «Белые каски», прославившиеся многочисленными инсценировками «химатак» в Сирии. Постановочные фото агентства Reuters «убитых» мирных жителей в грузинском Гори. И много чего ещё.
Всё это время нам казалось, что никого, кроме нас, борьба с этими фейками не интересует, все остальные просто верят и не задают лишних вопросов. Но, как выяснилось, это не так. Власти США, переставшие в последнее время вообще утруждать себя хотя бы каким-то элементарным уровнем доказательств собственных измышлений, в результате за это поплатились. А было это так.
Начавшийся в 2016 году после поражения Хиллари Клинтон на президентских выборах США антироссийский крестовый поход, когда Москву обвиняли во всех без исключения смертных грехах (от хакерской атаки на почту Демпартии до фальсификации результатов выборов) превратился в поток откровенных инсинуаций, с каждым днём разраставшийся как снежный ком.
В дело шло всё: Скрипали, Навальный, военные склады в Чехии, вторжение на Украину. Всё, что так или иначе помогало (по задумке официального Вашингтона) зацементировать в сознании западного обывателя образ России – как одного из столпов мирового зла, наравне с КНДР и исламскими террористами. Но, как раз с Украиной Штаты дали маху, явно переборщив с дезой. Им перестали верить не только российские пропагандисты, которым это по штату положено, но даже собственные журналисты и, что самое смешное, западные союзники и «потенциальные жертвы агрессии» — украинцы.
На днях агентство Associated Press (вполне себе лояльное к американским властям и не раз прикрывавшее им спину в Ираке, в Афганистане и много ещё где) с сожалением было вынуждено констатировать, что доверие к заявлениям Вашингтона относительно разведывательной и военной сфер за последние годы снизилось из-за нескольких ошибочных (да-да) и заведомо ложных (а вот это уже ближе к правде) заявлений.
АР напомнило, что на минувшей неделе на все попытки журналистов получить у представителей администрации Байдена доказательства громких утверждений о «неминуемом» российском вторжении на Украину, в ответ они слышали лишь категорическое: «Вы должны нам поверить».
Так, американские власти не стали раскрывать, на каком основании выступили с заявлением о якобы готовящейся Россией «операции под чужим флагом» в качестве предлога для вторжения на Украину и не объяснили, на чем базируется их уверенность в том, что причиной гибели мирных жителей в ходе операции в Сирии по ликвидации главаря запрещённой в России террористической группировки «Исламское государство» Абу Ибрагима аль-Хашими аль-Курейши стал взрыв, осуществленный смертником, а не провальные действия американских спецназовцев. Вместо этого они открыто нападали на задававших неудобные вопросы журналистов, упрекая их в работе на вражескую пропаганду. По мнению АР, всё это можно назвать признаком слабости, а никак не уверенности в своей правоте. Самым характерным из примеров подобного общения стал диалог между известным американским журналистом Мэтью Ли и официальным представителем Госдепа Недом Прайсом.
От имени Госдепартамента Прайс выступил с очередной «сенсацией», рассказав на брифинге о подготовке Россией «сфабрикованного видео о событиях на Украине», на котором будут кадры разрушений в городах Донбасса после атаки ВСУ. В ответ на невинный уточняющий вопрос журналиста в духе классического «какие ваши доказательства», представитель американского дипведомства ничтоже сумняшеся заявил, что «источником этого является информация, известная правительству США, разведданные, которые мы рассекретили».
После того, как Ли напомнил Прайсу о предыдущих «засекреченных разведданных» с химоружием в Ираке и иными фейками (которые мы уже вспоминали выше), явно обиженный и раздражённый такой назойливостью представитель Государственного департамента не придумал ничего лучшего, как обвинить Мэтью Ли в потакании русской пропаганде.
«Если вы ставите под сомнение доверие к правительству США, к британскому правительству, к другим правительствам и желаете найти утешение в информации, которую распространяет российская сторона, то пожалуйста».
Но, похоже, этот «аргумент» Прайса никого не убедил. Более того, чем чаще говорящие головы из Белого дома, Госдепа и Пентагона будут менять показания по несколько раз на дню и терять самообладание при общении с журналистами, тем большее количество людей по всему миру будут сомневаться в правдивости распространяемой ими информации.
Как пишет АР, «отсутствие прозрачности уменьшило и без того почти исчерпанный кредит доверия к Вашингтону, этот важнейший ресурс истощился за десятилетия из-за случаев, когда имели место ложь, фальсификации и ошибки по самым разным вопросам — от внебрачных связей до отсутствия оружия массового уничтожения в Ираке».
Вслед за кризисом экономического могущества (подрываемого Китаем) и военно-политической мощи (уязвимость которой продемонстрировал российский ультиматум), США столкнулись с кризисом доверия к своим словам, кризисом веры в свою непогрешимость. Штаты стремительно теряют свои лидерские позиции по всем фронтам, и нагнетание ситуации вокруг Украины, которое грозит обернуться очередным фейком (если, конечно, Вашингтону не удастся заставить Киев атаковать Донбасс), станет ещё одним очень чувствительным ударом по международной репутации Соединённых Штатов.