Система цифровой маркировки упорядочит цены на табачные изделия в РФ
Федеральная налоговая служба России (ФНС) предлагает отменить акцизные марки на табачную продукцию. Как нововведения скажется на ценах на изделия, – разбиралось ФБА «Экономика сегодня».
Табачные изделия требуют особого контроля
В Росси планируется внедрить полномерную систему цифровой маркировки, через которую и будет администрироваться акциз.
С середины февраля 2022 года в РФ начинается эксперимент по маркировке электронных сигарет и картриджей для них. Мера, по данным правительства, поможет снизить долю нелегальной табачной продукции в стране.
Эксперимент, который продлится больше года – до 28 февраля 2023, будет носить добровольный характер. Однако производителям, поддержавших инициативу властей РФ, будет выделено бесплатное оборудование для маркировки.
Российский экономист Антон Смирнов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отмечает: доля подделок среди табачной и алкогольной продукции в Российской Федерации остается высокой. Безнаказанность и недостаточно высокий уровень мониторинга не только провоцирует расширение теневого рынка, но и несет урон экономике государства.
«Суррогатный алкоголь и поддельные табачные изделия пока еще остаются проблемной зоной в России. И, безусловно, с этим необходимо бороться. Нельзя создавать для предпринимателей условия, при которых одни производители работают добросовестно, соблюдая все необходимые правила, а другие – наращивают теневой рынок ради незаконной наживы», – резюмирует эксперт.
«Конечно, когда правила существуют для всех, а выполняют их единицы, то создается определенная угроза для экономического климата внутри страны. Эксперименты, которые затевает правительство, безусловно, не для забавы, а для улучшения торговли и координации определенных товаров», – добавляет Смирнов.
На цены сигарет новая система не повлияет
Система маркировки вводится в России с 2019 года. Помимо никотиносодержащей продукции, маркировке подлежат молочная продукция, минеральная вода, лекарства, шины, духи, товары легкой промышленности, обувь, шубы и фототехника. Также проводятся эксперименты в категориях пива, БАДов и антисептиков.
В систему маркировки табака на данный включены сигареты, сигары, сигариллы, биди, кретек, табаки курительные, нюхательные, жевательные, трубочные и для кальяна. Проводится эксперимент по маркировке табачных стиков.
Акцизные марки помимо безопасности помогли установить конкретные цены на товары, минуя спекулятивные намерения поставщиков и производителей.
«Если вспомнить, то до появления акцизов и маркировки каждый продавец самостоятельно устанавливал цены на табачные и спиртные напитки. Сигареты одной марки могли стоить в одном магазине 100 рублей, а в супермаркете через дорогу уже 110. Такая ситуация сейчас наблюдается с табачными стиками – на них нет фиксированный цены, и поэтому у разных ретейлеров цены могут отличаться», – говорит Антон Смирнов.
«В этом плане новая система маркирования не должна увеличить цены на товары, а напротив упорядочит стоимость изделий, которые еще не зафиксированы конкретной ценой производителя», – добавляет эксперт.
В ФНС уверены, что двойная маркировка не имеет необходимости, поэтому на данный момент в РФ сделают акцент на полномерную систему этикетирования.