На европейском газовом рынке один победитель – США

На европейском газовом рынке один победитель – США

На европейском газовом рынке один победитель – США и это не пропагандистские победные реляции, а реальность, проистекающая из фактов и цифр.

Как пишет Алекс Кимани, автор портала Oilprice.com, мировая индустрия по производству сжиженного природного газа, которой в прошлом году исполнилось 60 лет, открывает новые возможности для производителей СПГ. Впервые в истории Соединенные Штаты стали крупнейшим в мире экспортером СПГ, зарекомендовав себя в качестве настоящей газовой сверхдержавы.

Действительно, на экспорте газа США зарабатывали в прошлом году больше России.

Всего пять лет назад сектор СПГ в США был фактически в зачаточном состоянии, а сегодня он уже бросает вызов “тяжеловесам”. Мощности США для экспорта СПГ быстро расширялись с 2016 года, когда американцы впервые начали экспортировать СПГ. В 2020 году Соединенные Штаты стали третьим по величине экспортером СПГ в мире после Австралии и Катара.

По итогам 2021 года Соединенные Штаты стали крупнейшим в мире экспортером сжиженного природного газа (СПГ) за счёт резкого роста поставок в Европу, охваченную энергетическим кризисом. Согласно данным по отслеживанию судов, собранным Bloomberg, в декабре 2021 года объемы производства на американских предприятиях превысили объемы производства в Катаре после того, как объёмы экспорта резко нарастили американские предприятия Sabine Pass и Freeport, а в свою очередь гигант по производству СПГ Cheniere Energy Inc. отгрузил свой первый груз с нового завода Sabine Pass в Луизиане.

В  прошлом году Китай стал крупнейшим в мире импортером СПГ, сумев обогнать Японию.

Из-за СПГ рынок газа стали очень волатильным, из-за чего в отдельные дни цены на топливо “ходят” вверх и вниз в диапазонах, которые они раньше едва покрывали за десятилетия. Например, европейские цены на природный газ, которые часто используются в качестве эталона для цен на СПГ, в середине декабря достигли рекордного уровня в 180 евро за мегаватт-час, а затем упали более чем на 60 процентов всего за десять дней.

По данным Bloomberg, новые СПГ-сверхдержавы (как производители, так и потребители) не так предсказуемы, как их предшественники, что приводит к неопределенности на рынках. Например, трудно найти надежные данные по потреблению СПГ Китаем. Огромный вес этой страны в качестве покупателя на рынке СПГ позволяет ей серьёзным образом влиять на спотовые цены на газ.

Также в качестве примера трудностей прогнозирования ситуации с Китаем можно привести распродажи им СПГ, организованные в начале 2022 года, которые никто от него не ожидал.

В результате цены на СПГ в прошедшем году были подвержены сильным колебаниям. На биржевой торговле им пытались заработать все, кто только может: от американских банков с Уолл-стрит до японских энергетических компаний Jera Corp. и Tokyo Gas Co., которые создавали новые структурные подразделения для торговли на рынке СПГ.

В последние годы независимые трейдеры, такие как Vitol Group и Trafigura, а также внутренние торговые подразделения нефтегазовых гигантов, таких как Royal Dutch Shell Plc (NYSE:RDS.A), BP Plc (NYSE:BP) и TotalEnergies SE (NYSE:TTE) благодаря повышенной волатильности на рынках нефти и газа зафиксировали рекордную прибыль.

В декабре европейские цены на природный газ достигли нового рекордно высокого уровня после того, как трубопровод, который доставляет российский газ в Германию, начал осуществлять поставки газа с запада на восток, а не с востока на запад, в то время как американские суда, перевозящие сжиженный природный газ, предназначенный для европейского рынка, направились в Азию, где цены были даже выше европейских.

Лакмусовой бумажкой способности “Газпрома” выступать в качестве надежного поставщика стала его способность резко снизить добычу в 2020 году, а затем быстро восстановить ее в 2021 году. Тем не менее, “Газпром” не смог ввести в эксплуатацию больше свободных производственных мощностей, когда это было наиболее необходимо, по одной причине: у него их не осталось.

По мнению Виталия Ермакова, эксперта Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, «Газпром» действительно «работает на полную мощность», доведя добычу газа до максимального уровня на всех своих ключевых месторождениях. Подтверждением этого является отсутствие резкого циклического снижения объемов производства газа в летние месяцы.

Ермаков указывает на несколько причин, по которым «Газпром» не смог выполнить требование об увеличении добычи газа или полном заполнении газовых хранилищ в России и Европе. Во-первых, очень низкие цены на газ в 2020 г. вынудили производителей голубого топлива резко увеличить изъятие газа из хранилищ в попытке минимизировать транспортные расходы, чтобы сократить потери. Во-вторых, совокупный эффект устойчивого спроса на газ, экстремальных погодных условий и ограниченной доступности СПГ в Европе привел к чрезвычайной ограниченности рынка и высоким ценам.

«Газпром» действительно преуспел, выполнив все свои договорные обязательства и увеличив поставки в Европу, но не смог в одиночку решить проблему энергетического кризиса в Европе.

Реверсные поставки по газопроводам только добавили бычьих факторов на газовых рынках и у этого всего есть один победитель – Соединенные Штаты.

Хотя лидерство США в области СПГ в настоящее время кажется временным, страна намерена стать бесспорным мировым лидером по экспорту СПГ после того, как новые установки по сжижению СПГ, называемые поездами (trains) в Луизиане будут введены в эксплуатацию в нынешнем году.

С 2015 года мировой спрос на СПГ ежегодно ставил рекорды, во многом благодаря растущему спросу в Китае и в других странах Азии. Большая часть этого глобального спроса удовлетворялась за счет роста экспорта СПГ из США, который с 2016 года также достигал новых рекордных значений каждый год, и эта тенденция, по-видимому, сохранится. И для этого США продолжает вводить в эксплуатацию всё новые и новые мощности для производства и экспорта СПГ.

Управление энергетической информации США (U.S. Energy Information Administration, IEA) прогнозирует, что экспорт СПГ из США в 2022 году покроет 22 процента ожидаемого мирового спроса на СПГ.

Об этом не говорят