Дополнительная господдержка авиаотрасли РФ не гарантирует снижения цен на билеты
Авиаотрасль хочет такого же демпфера на керосин, как у нефтяников на бензин и дизель. Как субсидии на топливо со стороны государства отразятся на стоимости перелетов для конечного потребителя, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».
Отсутствие конкуренции расслабило авиаотрасль РФ
К сожалению, даже если власти пойду на встречу авиакомпаниям, цены на билеты вряд ли снизятся, поскольку они не имеют конкретной привязки к стоимости топлива, сообщил изданию вице-президент независимого топливного союза Дмитрий Гусев.
«Отрасль постоянно простит от государства компенсаций из-за дорогого керосина, однако на сегодняшний день бизнес и так получает возмещения. При этом, авиатопливо находится в преимущественном положении относительно дизеля и бензина за счет отсутствия акциза на него», — рассказывает Гусев.
Эксперт указывает на то, что авиакомпании говорят о низких темпах восстановления объемов перелетов, тогда как топливо продолжает увеличиваться в цене. Поэтому не совсем понятно, что помимо спроса может служить драйвером роста стоимости сырья в текущих условиях.
«Из-за того, что большинство зарубежных рейсов до сих пор не восстановлено, качество конкуренции в секторе сильно изменилось и позволило российским игрокам увеличивать цены на билеты, а также требовать изменений условий по субсидированию керосина», — констатирует Гусев.
Специалист считает, что исходя из нынешних условий со стороны авиакомпаний не совсем корректно просить от государства изменения демпфера. Нефтедобытчикам более выгодно продавать керосин и скидку на топливо было бы куда разумнее потребовать от них, тогда как необходимость в этом скорее всего возникла из-за неграмотной финансовой политики самих представителей авиаотрасли.
Бизнес обратился за помощью к государству
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта направила запрос в Минтранс РФ на увеличение компенсации авиакомпаниям за счет корректировки демпфера на керосин по аналогии с тем, как это было сделано для бензина и дизтоплива.
Отмечается, что необходимость в государственно поддержке появилась на фоне продолжающегося роста цен на авиакеросин. При этом, предложение будет стоить государству порядка 35 млрд в год из бюджетных средств.
В ответном письме Минтранс потребовал до 18 февраля подготовить расчет выпадающих доходов федерального бюджета при реализации данного проекта, а также социально-экономические эффекты и оценку влияния этой меры на финансовое состояние авиакомпаний.
На начало 2022 года керосин продолжает дорожать, несмотря на сезонный спад перевозок и снижение спроса. Авиперевозчики не могут перекладывать эту нагрузку на пассажиров ввиду низкой маржинальности бизнеса.
Темпы роста цен обогнали индексацию
Международные индексы цен на авиатопливо в период с июля 2019 года по настоящее время увеличились практически на 50% и достигли 60,2 тысяч рублей за тонну. При этом, базовая цена в формуле демпфера для керосина сейчас составляет 55,9 тысяч рублей.
Индексация цены для расчета компенсаций в отчетном периоде составила порядка 15%, тогда как ежегодный объем потребления топлива российскими перевозчиками насчитывает около 9 млн тонн керосина.
Так на сегодняшний день авиакомпании получат рекордные выплаты по демпферу, они достигают около 9 тысяч рублей на тонну, что при потреблении 675 тысяч тонн топлива в месяц дает 6,1 млрд рублей в виде возвратов.
Представители отрасли считают текущие субсидии недостаточными на фоне повышенных расходов на топлива и просят государство изменить подход в расчетах демпфера. Компании ссылаются на снижение его эффективности в последние годы.