Сценарий рухнул: то, что произошло в Иране, не входило ни в чьи расчёты

Сценарий рухнул: то, что произошло в Иране, не входило ни в чьи расчёты

Такого исхода не ожидал никто — ни протестующие, ни их зарубежные сторонники, ни сами иранские власти. Сценарий выглядел привычно и даже банально: массовые выступления, радикализация улицы, внешняя поддержка и ощущение, что режим вот-вот не выдержит. Но в какой-то момент цепочка событий оборвалась. Революция, которую считали почти неизбежной, внезапно… не прокатила.

В Иране должно было рухнуть всё. Но рухнул сценарий.

Есть такой бородатый анекдот: мужик в ресторане смотрит в счет и спрашивает:

— А что это такое — “Прокатило — тысяча рублей”?

— Не прокатило, вычеркиваем, — отвечает официант.

Похоже, он-то и описывает исчерпывающе то, что происходит в Иране. Напомню, 28 декабря там начались самые масштабные за последние 50 лет протесты. Вышедшие на улицы люди требуют упразднения режима аятолл и возвращения шаха, свергнутого в конце 70-х в результате Исламской революции.

Конечно, произошедшее — трагедия, по разнящимся данным за эти дни погибло от 12 до 20 тысяч человек, около 10 тысяч протестующих арестовано. Но, учитывая масштабы акций, все могло быть гораздо, гораздо хуже.

Акции протеста поддержали в США. А в частности, Трамп заявил:

“Сделайте Иран снова великим”, — и призвал протестующих захватывать органы власти.

Больше того, некоторые аналитики сходятся во мнении, что происходящее целиком было режиссировано США.

Но даже если это не так (социальное недовольство чудовищной инфляцией, составляющей около 40%, действительно существует в Иране), то участия Америки, хоть даже и косвенного, не отрицает никто.

Так, например, посланник Трампа Стив Уиткофф встретился с изгнанным наследным принцем Ирана, детали разговора неизвестны.

Отдельно отмечу: то, что творится на улицах Ирана, нельзя сравнивать ни с “оранжевыми”, ни с “бархатными” революциями.

Начнем с того, что в толпе стреляли. То есть участники акций проносили с собой оружие и открывали огонь, целясь в таких же протестующих.

Кто это делал и, главное, зачем?

На данный момент известно, что около 13 тысяч радикально настроенных боевиков въехало в Иран через западную границу из иракского Курдистана.

Говоря простыми словами: это террористические группы, чьи руководители оперативно отреагировали на разгорающийся социальный пожар.

А вот дальше произошло невозможное: по сообщениям экспертов, данные о боевиках силовикам Ирана передал не кто иной, как турецкая разведка, благодаря чему масштабной катастрофы удалось избежать.

Президент Турции Реджеп Эрдоган, возможно, впервые в новейшей истории пошел против западных союзников по НАТО, “сдав” иранским властям курдов. Такого мнения придерживается, например, политолог, востоковед-иранист Наринэ Геворгян, как, впрочем, и многие ее коллеги.

То есть террористический вооруженный актив удалось вовремя остановить силами иранских спецслужб. Жертв действительно много, но настоящей катастрофы, которая могла бы закончиться государственным переворотом, не произошло. Не прокатило. И слава Богу.

И дело вовсе не в том, что автор этой колонки симпатизирует режиму аятолл. Вовсе нет, как раз напротив.

Но мировая история учит нас, что ни одна революция, ни одно насильственное свержение власти не окончилось цветами и салютами. Всегда его сопровождают кровавые реки, могильные рвы и огромное человеческое горе. А в случае Ирана и вовсе существовал риск разрастания международных конфликтов.

Сейчас протесты в стадии естественного утихания. Будем надеяться, что в скором времени они завершатся. Вот только погибших уже не вернуть.

Мария Дегтерева