Массовые банкротства и естественный отбор: в России сократилось количество компаний. Треть может закрыться в ближайшие полгода

В 2025 году в России впервые с начала СВО сократилось число компаний. С января по декабрь количество зарегистрированных в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) организаций уменьшилось на 67 395, или на 2,08% год к году.
На данные Федеральной налоговой службы (ФНС) обратил внимание Forbes. Всего за указанный период в стране было ликвидировано около 30 тыс. компаний, в том числе 5 тыс. из-за банкротства. Еще 9 тыс. покинули реестр в результате реорганизации, а 150 тыс. были исключены из реестра как недействующие или по причине предоставления недостоверных сведений.
Больше всего количество юрлиц сократилось в Центральном федеральном округе — на 36 202, или 3,16%. В Москве показатель уменьшился на 26 820 (4,3%). Вместе с тем число индивидуальных предпринимателей с начала года выросло на 303 714 (6,8%).
Последний раз сокращение юрлиц произошло в 2022 году, когда реестр ужался на 79 716 (2,4%). В 2023–2024 годах численность компаний в России росла.
В текущем году сработала комбинация двух процессов: ослабление «притока» новых юрлиц и усиление «оттока» действующих, говорит руководитель исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право» Венера Шайдуллина.
«На фоне высокой стоимости денег и общей осторожности в инвестиционных решениях предприниматели чаще откладывают запуск новых ООО/АО или переводят активность в более простые юридические формы», — пояснила эксперт.
По ее словам, часть небольших компаний прекращает деятельность, потому что «экономика в ноль при росте издержек и падении маржи быстро становится нежизнеспособной».
После шока 2022 года российские компании продолжили работать в новых условиях, но в текущем году из-за усиления контроля и повышения административной нагрузки многие исчерпали ресурс для постоянной адаптации, говорит член генсовета «Деловой России» Екатерина Авдеева. В результате на рынке возник процесс «естественного отбора», который продолжится в 2026 году из-за давления государства, добавила эксперт.
«Предпринимательская активность не исчезнет — она может перетекать в ИП/самозанятость и в форматы, где ниже административная нагрузка и проще переживать волатильность спроса», — отметила Шайдуллина.
Треть малого бизнеса может закрыться в ближайшие полгода
Треть малых и средних предпринимателей (МСП) не исключают закрытия бизнеса в течение полугода, показал опрос, который проводят ассоциация МСП «Опора России», ПСБ, аналитический центр НАФИ и Magram Market Research.
На вопрос «Допускаете ли Вы возможность закрытия бизнеса в ближайшие 6 месяцев?» 67% ответили отрицательно, но остальные допускают такую возможность. 20% предпринимателей могут закрыть бизнес при ухудшении текущей экономической ситуации, а 13% – даже при ее сохранении («если ситуация не исправится»).
За год пессимистов стадо больше: в 2024 г. не допускали закрытия своего бизнеса 71% предпринимателей. О закрытии в случае ухудшения ситуации, как и сейчас, думали 13%, а при сохранении – 16%. Признаков паники нет, но сектор в ближайшие месяцы будет более осторожным, комментирует ПСБ. Поводов для этого у него много.
Малый и средний бизнес переносит охлаждение экономики сложнее, чем крупный: у него меньше запас прочности, чтобы «перезимовать». ЦБ видит признаки ухудшение ситуации с платежами, которые бьют прежде всего по МСП:
«Крупные компании могут менять условия взаиморасчетов и увеличивать сроки оплаты, что может создавать проблемы для малого бизнеса, который несвоевременно получает оплату за выполненные работы».
Из-за этого малому и среднему бизнесу сложнее обслуживать долги. По данным ЦБ, просроченная задолженность МСП с начала сократилась на 11,8% до 564,7 млрд руб., а ее доля в портфеле кредитов МСП – с 4,4% до 3,9%. Но это результат летнего пересмотра реестра субъектов МСП: до того ЦБ сообщал о почти 20%-ном росте просрочке в этом сегменте.
Повышение налогов также ударило прежде всего по МСП. Особенно болезненным для небольшого бизнеса станет повышение НДС в сочетании со снижением с 60 до 20 млн руб. в год предельного размера выручки, с которого предприятие должно платить НДС. Доля плательщиков НДС среди предпринимателей на УСН вырастет с 3,6% до 15%, оценивал партнер Kept Михаил Орлов. Более трети компаний (37%) в предыдущем опросе говорили, что изменения налоговой системы существенно повлияют на их бизнес, и им «придется полностью пересмотреть стратегию/планы». Опрос банка «Точка», специализирующегося на обслуживании МСП, показал, что лишь половина предпринимателей уверены в том, что продолжат работу, несмотря на налоговые изменения. При этом 15% признались, что серьезно задумываются о закрытии бизнеса, около 30% решат, что делать, когда оценят ситуацию по итогам первого квартала 2026 г.
Кроме того, малый бизнес меньше рассчитывает на господдержку, хотя отчаянно нуждается в ней. В сентябре «Опора России», Промсвязьбанк, НАФИ и Magram Market Research спрашивали предпринимателей, насколько им необходима господдержка. Больше всего (32%) получил ответ «остро нуждаемся». Однако государство в этом году резко сократило поддержку малого бизнеса, подсчитывал Центр развития ВШЭ. Неудивительно, что обращения МСП за господдержкой сократились. Она стала более «узкой» и адресной, комментирует результаты последнего опроса Промсвязьбанк: сократились объемы популярных программ (прежде всего льготного кредитования), а доступ к ним чаще ограничивался приоритетными отраслями и более жесткими критериями, из-за чего часть компаний просто перестала проходить по условиям.
Индекс RSBI деловой активности малого бизнеса, который рассчитывается по итогам этих опросов, в ноябре вырос до максимума более, чем за год – 54,3 пункта (рост от спада отделяют 50 пунктов). Однако это произошло в основном за счет ожиданий: компонента «продажи», хоть и подросла, уже более года остается в зоне спада (48,4 пункта в ноябре). О спаде продаж в ноябре сообщили 34% респондентов, а о росте – 27%.