Какой будет встреча бундесвера и американской армии в Гренландии

В аэропорту столицы Гренландии, Нууке, один за другим приземляются борты с военнослужащими европейских стран — датскими, французскими, немецкими, шведскими, норвежскими… По официальной версии, европейцы готовятся защищать Гренландию от России и Китая, но всем ясно, что истинная причина миссия иная: намерение Дональда Трампа присоединить Гренландию к США. В этом контексте особенно примечательно участие в европейском десанте немцев. Нога немецкого солдата ступает на остров отнюдь не впервые.
Правда, последний раз немецкие солдаты были здесь давненько — в 1944 году. Во время Второй мировой войны. Да-да, арктический суперостров тоже входил в театр военных действий. Это была, понятно, дальняя периферия театра. Тем не менее и там были и перестрелки, и бомбежки, и убитые, и раненые. Даже пленные. И тогда немцы и американцы тоже находились по разные стороны линии фронта.
Для справки: после того как Дания капитулировала и была оккупирована вермахтом, ее арктическая колония на какое-то время оказалась предоставленной самой себе. Но в конце концов оказалась под американским протекторатом. Ибо стратегическая важность Гренландии была очевидна — как американцам, так и их врагам — уже тогда.
В годы войны на острове было размещено несколько тысяч «джи-ай». В Гренландии находилось в общей сложности полтора десятка американских военных объектов: военно-морские и авиабазы, аэродромы, радио- и нетеологические станции. Но остров был таким огромным, что на нем хватило места и для противника. Который, правда, свое присутствие в Гренландии не только не афишировал, но, напротив, тщательно скрывал.
Первые немецкие военные появились там в конце лета 1942 года. 25 августа у небольшого необитаемого острова Сабин, расположенного у северо-восточного побережья Гренландии, бросил якорь рыболовецкий траулер «Саксония», переоборудованный в метеорологическое наблюдательное судно.
На борту находилось подразделение вермахта, в состав которого были включены метеорологи. Всего — 17 человек. Задачей экспедиции было устройство метеостанции. Секретная операция носила кодовое название «Холцауге», что примерно можно перевести как «Зоркий глаз».
Метеоданные были в военное время, что называется, на вес золота. Эффективность применения боевой авиации на европейском театре военных действий в значительной мере зависела от точности прогнозов погоды, которая в свою очередь определялась информацией о положении холодных арктических воздушных масс, то есть метеонаблюдениями в Северной Атлантике.
С началом войны Германия лишилась доступа к данным о погоде на территории, контролируемой ее противниками. И чтобы восполнить этот пробел, ей пришлось создавать свою сеть метеорологических станций.
Первое сообщение с метеобазы «Холцауге» было передано 30 августа 1942-го. Деятельность группы оставалась незамеченной до ранней весны следующего года. 11 марта 1943-го на немецкий метеоотряд наткнулось подразделение Северо-восточного гренландского санного патруля, созданного гренландскими и американскими военными властями для предотвращения высадки на остров немецких войск и состоявшего из местных датчан и гренландцев.
Сколь ни малочисленна была немецкая экспедиция, численность патрульных была еще меньшей. Вдобавок немцы были лучше вооружены. Поэтому первоначально военный успех был на стороне чужеземцев. Они захватили и сожгли базу патруля на острове Клаверинг и убили — очередью из пулемета — одного из патрульных, датчанина Эли Кнудсена. А двоих — Мариуса Йенсена и Петера Нильсена — взяли в плен.
Оба, впрочем, вскоре оказались на свободе: одного, Йенсена, отпустили сами немцы, а второй, Нильсен, сбежал, пленив в свою очередь своего конвоира, лейтенанта Германа Риттера.
Раскрытая противником операция «Холцауге» завершилась в начале лета 1943 года. 25 мая немецкая метеостанция на Сабине была атакована двумя вылетевшими из Исландии B-17 — американскими «летающими крепостями». Обошлось без потерь, но база получила значительные повреждения.
Опасаясь новой бомбежки, экспедиция связалась по радио с «большой землей» и запросила эвакуацию. За метеоотрядом были высланы гидросамолеты. К 17 июня гарнизон метеостанции покинул арктический остров, уничтожив перед этим оборудование и припасы.
На этом, впрочем, невероятные приключения немцев в Гренландии далеко не закончились. Нацисты предприняли еще несколько подобных экспедиций. Гарнизон последней немецкой военной метеостанции, «Эдельвейс II», был взят в плен американцами 4 октября 1944 года.
Какой будет встреча американских и немецких военных теперь, спустя 82 года? Ответа, понятно, нет. Но что-то подсказывает, что нынешнее столкновение будет — ну, если вообще будет — менее брутальным. Об этом говорит и характер нынешней европейской военной миссии. Серьезной она выглядит, лишь если не знать деталей. Миссия, мягко говоря, немногочисленна. Франция отправляет на защиту Гренландии 15 своих военнослужащих, Германия — 13, Норвегия — двух…
В общем, пока это выглядит не как военная операция, а как политический, символический жест. Если хозяин Белого дома заявляет, что Гренландия нужна Соединенным Штатам «любой ценой», то европейцы явно не готовы платить чересчур высокую цену.
Кирилл Иванов