Каждый третий студент бросает вуз — не хватает школьной базы
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Каждый третий студент бросает вуз — не хватает школьной базыСегодняСегодня51652 мин
В «Известиях» вышел материал «Можно выйти: почему каждый третий студент бросает вуз». Особенно катастрофическими выглядят цифры отсева с технических специальностей. России в ближайшее время грозит депрофессионализация, а в ведущих отраслях промышленности и в здравоохранении критическая нехватка профессиональных кадров.
По данным прошлого года, только 50% поступивших на IT-специальности заканчивают обучение на бакалавриате. Для поступивших на платной основе эта доля еще меньше, пишут «Известия».
Формально основной причиной отсева в России является академическая неуспеваемость (более 120 тыс. чел. в 2024 году), на втором месте — добровольное отчисление (более 100 тыс.), и «иные причины» (более 50 тыс.). Еще 50 тыс. покинули вузы из-за неуплаты.
В 2003 году, по данным ОЭСР, показатель отсева студентов в России составлял около 21%. В настоящее время для основных потоков студентов выбытие составляет от 11–20% до 45–50% в зависимости от параметров программы и обучения. В среднем — 28–32% в зависимости от метода оценки.
Ранее Дмитрий Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования России уточнил:
«По инженерным направлениям — до 32%, а по некоторым направлениям — до 40% за время учебы студентов-инженеров теряется. Мы сейчас реализуем… исследование причин этой потери. Это огромный резерв, который не доходит до конца. Но второй резерв — это те, кто доходит до конца и получают диплом, защищают выпускную работу и трудоустраиваются. Наши исследования показали, что примерно только 75% из выпускников-инженеров работают на должностях, традиционно требующих высшего образования».
Человеческие «потери» в процессе учебы среди студентов инженерных специальностей превосходят аналогичные показатели у педагогов (25%) и медиков (17%). В качестве одной из причин все называют падение качества преподавания математики и естественно-научных дисциплин в школе за последние десятилетия. И, по нашему мнению, без изменения ситуации с низкими учительскими зарплатами не сработают никакие «концепции по совершенствованию». Разве что будут очень привлекательны зарплаты молодых инженеров. И тогда лучшие ученики, хорошо освоившие математику, физику и т.д., посвятят себя инженерному делу, а не IT.
А вот цифры, касающиеся колледжей, демонстрируют другую картину. По данным мониторинга РАНХиГС, во время обучения из колледжей отчисляются около 8,4% студентов-бюджетников, поступивших после 11 класса, и 6,9% тех, кто стал студентом после 9-го.
Большинство прерывает учебу по собственному желанию (57%), около четверти отчисляют за неуспеваемость (23%). Значительно реже учащиеся переводятся на программу того же уровня в другой колледж (9%), перепоступают на другие программы в своем колледже (3%). Еще лучше статистика по негосударственным колледжам. Там отчисляется только 1,7% выпускников 9-х классов и 1,2% поступивших после 11-го.
Вывод следует один: уровень школьной подготовки не позволяет выпускникам учиться в вузах, где они просто не могут усвоить программу – не хватает базовых знаний, которые должны закладываться в школе.
Так что, все красивые отчеты нынешнего министра Кравцова можно смело заворачивать в красную бумагу, перевязывать ленточкой и сдавать в архив. Но они почему-то попадают к одному очень важному в России человеку, отчего Кравцову делается хорошо на душе, а России плохо.